Бывший министр внутренних дел Бачо Ахалая вернулся в Грузию. Сразу после парламентских выборов он и его брат Дата Ахалая покинули страну, и мало кто ожидал, что они пересекут границу вновь. Однако один из самых скандальных министров Саакашвили сообщил, что бежать и не собирался, а его отъезд был временным. Его заявление стало для всех неожиданностью, зато вполне ожидаемым был его арест. Главный вопрос теперь в том, почему на самом деле Бачо Ахалая вернулся на родину.
"Хочу публично заявить, что я страну покидал временно. Хочу обратиться к грузинскому народу - я несу ответственность за каждое мое действие и каждый мой шаг. Я вернулся в Грузию и готов ответить на все вопросы в случае расследования со стороны соответствующих ведомств, - заявил Бачо Ахалая. - В последний период представители коалиции "Грузинская мечта" особо активизировали грязную клеветническую кампанию против меня. Часть политиков спекулируют слухами, будто я виновен в пытках людей, в коррупции, и это явилось причиной того, что я покинул страну, чтобы избежать правосудия", - пишет Ахалая.
У Бачо Ахалаи совсем иное объяснение тому, почему же он всё-таки покинул страну. "Я не хотел, что кто-нибудь из сегодняшней правящей политической группы посчитал, что я как-то могу помешать проведению справедливых и свободных выборов и свободной передаче власти после выборов", - пишет Ахалая в своем обращении в Facebook.
Читайте по теме: "Крысы бегут с тонущего корабля"
И уже сегодня ночью экс-министр обороны и внутренних дел Грузии был задержан. Сначала он был вызван в суд в качестве свидетеля, а после нескольких часов допроса уже значился обвиняемым на основании заявления шести военнослужащих. Под утро были задержаны начальник объединённого штаба Георгий Каландадзе и командир четвёртой бригады МО Зураб Шаматава.
По словам прокурора Кбилашвили, речь идёт об инциденте в октябре 2011 года, когда, по данным следствия, Бачо Ахалая, будучи министром обороны, в присутствии Гиоргия Каландадзе и Зураба Шаматавы в своём кабинете нанёс шестерым военнослужащим словесные и физические оскорбления, в том числе ударил одного из них по голове рукояткой ножа. После этого военнослужащие были переведены на базу в Вазиани, где располагалась четвёртая бригада МО Грузии, и прямо на плацу вновь были подвергнуты словесным оскорблениям.
Дело ведётся по статье 333 УК Грузии (превышение должностных полномочий). В случае подтверждения вины задержанным грозит лишение свободы сроком от 5 до 8 лет. Хотя не исключено, что по ходу будут всплывать и другие преступления. По словам Кбилашвили, в прокуратуру продолжает поступать много заявлений в отношении Бачо Ахалаи, однако пока все они находятся на стадии рассмотрения.
Реакция на задержание Бачо Ахалаи последовала немедленно. Мнения разнятся. Один из лидеров парламентского меньшинства Павле Кублашвили считает, что задержание Бачо Ахалаи, Гиоргия Каландадзе и Зураба Шаматавы не более, чем политическое сведение счетов со стороны премьер-министра Бидзины Иванишвили и министра обороны Ираклия Аласании. Об этом Кублашвили заявил сегодня на пленарном заседании.
"Я не буду говорить о правовой части, потому что таковой части у этого дела нет. В последние месяцы мы выслушиваем информационную кампанию по поводу того, какие преступники были во власти, и большая часть этой кампании была направлена на Ахалая. Его обвинили во всём, в чём теоретически вообще можно обвинить человека. Но после информационной кампании, когда он вернулся в Грузию и сказал, что готов ответить на все вопросы, они провели дознание за один день и задержали его - ни много ни мало - за словесное оскорбление. Это полномасштабное политическое гонение. Смешон тот факт, что министра обороны, начальника генштаба и командира бригады задерживают за словесное оскорбление.
Думаю, оценка однозначна. Это конкретное сведение счёта со стороны Иванишвили и Аласания. Как видно, Аласания не смог вынести ни результатов выборов, ни того, что начальник генштаба был не его назначенцем. Хочу заявить, что министр обороны Ираклий Аласания и впредь не сможет назначать начальника генштаба, так как это не в компетенции министра обороны", - заявил Кублашвили.
А юрист и правозащитник Гела Николаишвили считает, что Бачо Ахалая сотрудничает с правоохранительными органами. "Думаю, нет никаких юридических преград для заключения процессуального договора, который позволит раскрыть ещё большие преступления, и это выведет следствие на более крупные преступные имена. В этом случае Ахалая получит определённые льготы", - заявляет Николаишвили. На данном этапе следствия ожидается, что Бачо Ахалая разоблачит более крупных преступников и заложит своих начальников - Зураба Адеишвили и Вано Мерабишвили.
Есть сведения, что Бачо Ахалая обращался в европейские страны за политическим убежищем, но это не было вызвано гонениями и преследованиями со стороны новых властей Грузии. Ахалая пытался защитить себя от криминальных авторитетов, которые угрожают ему реваншем. Главная фигура среди них - вор в законе Лаша Шушанашвили. Также экс-министр обороны сейчас вынужден обороняться от чеченцев, которые преследуют его и угрожают физической расправой. Не получив политического убежища, Бачо Ахалая решил, что в камере грузинской тюрьмы безопаснее, чем на свободе, и вернулся на родину.
Эксперт Гия Хухашвили тоже связывает возвращение в Грузию бывшего министра МВД с заботой о безопасности. "По нашему мнению, вернувшись в Грузию, Бачо Ахалая хочет обеспечить свою личную безопасность. У меня остается такое впечатление, исходя хотя бы из последнего случая. В частности, из спецоперации в Лапанкури, после которой северокавказцами в его адрес были сделаны очень резкие заявления. Я считаю, что грузинское государство должно защищать любого своего гражданина, кем бы он ни был, в том числе и Бачо Ахалаю. Считаю, что сегодня он безопаснее всего чувствует себя в Грузии, и это правильно. Его нахождение за рубежом ставит его под угрозу", - отметил Хухашвили в беседе с "Медианьюс".
По объяснению Хухашвили, связанный с Бачо Ахалая правовой вопрос - это другая сторона. "Нужно выяснить, какого типа претензии имеют место по отношению к Бачо Ахалае, после чего должно заработать правосудие. Самой высокой ценностью для человека является обеспечение физической безопасности, поэтому, если встанет вопрос его ответственности, я думаю, лучше в течение определенного периода находиться в изоляции, чем быть под угрозой. Государство должно исполнить свой долг как в правовом плане, так и с точки зрения защиты его личной безопасности", - отмечает Хухашвили.
"Это никак не связано с политикой, - добавил Хухашвили. - Присвоение этому вопросу политического имиджа несерьезно, поскольку в положении Ахалаи делать политические заявления совершенно неуместно", - заявляет Хухашвили.