Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров подсчитывает кровников, примирившихся за время его правления. Таких семей уже 150, а значит, от внесудебной расправы спасено 75 человеческих жизней. За это народ президенту республики искренне благодарен. Но оппозиция считает, что Евкуров зарабатывает себе политические очки на традиции, возрожденной еще Русланом Аушевым. Лучше бы глава региона гарантировал соблюдение Конституции, тогда и воюющих кровников в рядах экстремистов и сотрудников правоохранительных органов стало бы меньше.
Ни атеистическая идеология страны Советов, ни засилье западных ценностей в современной России не искоренили ингушского обычая кровной мести. До сих пор за убийство или изнасилование родственники пострадавших объявляют семьи виновников кровными врагами. Сами преступники стараются скрыться подальше, вплоть до отъезда в другой регион России.
Однажды настигая обидчика, или, в редких случаях, его близкого родственника (только не женщин и детей), мститель называет свое имя и, не колеблясь, убивает. Правоохранительные органы с адатом - традиционным правом - считаются, ведь в них работают тоже ингуши, поэтому отомстивший редко попадает в тюрьму.
В 2009 году, когда Юнус-Бек Евкуров только пришел к власти, в Ингушетии насчитывалось 180 враждующих семейств. Он созвал большой примирительный съезд, на котором публично простили своих кровников Аболгачиевы и Тангиевы. Пример подействовал. Как подсчитал Евкуров на недавнем заседании примирительной комиссии, приуроченном к Рамадану, старейшинам и духовенству за три года удалось помирить 150 семей, а значит, спасти 75 человек от расплаты. "Нам нужно полностью искоренить это негативное явление. Я знаю, что очень тяжело простить, но, то воздаяние, которое получит прощающий, оно огромно", - заявил глава Ингушетии.
В отличие от чеченского коллеги Рамзана Кадырова или своего предшественника на посту президента Мурата Зязикова, Евкуров не имеет личных кровных врагов. После убийства сотрудника МВД Ибрагима Евлоева, который изобличал Юнус-Бека в письмах Путину и Медведеву, ходили слухи, что родня покойного решила объявить кровную месть главе республики, но подтверждения этому нет. "Таких инцидентов, как было при Зязикове, когда люди открыто приезжали к нему домой или в мечеть в его родном селе и после пятничной молитвы объявляли кровную месть за таких-то убитых тогда-то и тогда-то, такого про Евкурова я не слышал, - отметил в разговоре с корреспондентом GTimes ингушский оппозиционер Магомед Хазбиев. - Когда Ибрагима Евлоева убили, открыто писали о кровной мести. Не знаю, кто писал, может, родственники, может, другие. Но здесь такой менталитет у людей, что ни Зязикову, ни Евкурову не спастись: сделал плохое - он получит сполна".
И все же Евкуров популяризирует примирительную комиссию не ради собственной шкуры. Журналист Ваха Чапанов считает это делом на благо народа. "Это очень хорошая инициатива, приветствую ее двумя руками, - заявил он в комментарии корреспонденту GTimes. - Враждующие стороны с пониманием относятся и идут на примирение. Тем более, сейчас Священный месяц. У нас уже 21 век, какая может быть кровная месть? Некоторые ведь враждуют десятками лет. Они уже не помнят, что и произошло. Бывает, молодые хотят пожениться, но кровная месть между семьями является помехой. Этот обычай появился, когда не было ни судей, ни законов. Сейчас это практикуется, потому что не всегда судебная система выносит правильно то или иное решение. И бывают случаи, когда просто тяжело простить. Например, человек в нетрезвом состоянии сбил людей, а его стараются обелить, что он такой ангел, просто произошел несчастный случай. В таких случаях все можно решить за деньги. А есть действительно несчастные случаи, и тогда люди смягчаются, прощают".
Не мстить за кровь или обесчещенную женщину ингуши не могут - позор ляжет на всю семью. Именно это обстоятельство, как подметил Орхан Джемаль, используют для вербовки молодых людей в свои ряды ингушские бандиты. Ваха Чапанов подтвердить это не смог, потому что с живыми участниками бандподполья никогда не встречался: "Экстремистом у нас человека объявляют уже после того, как его убьют". А вот Хазбиев считает это явление объяснимым. "Нормальные люди за тех, кто не отомстил, дочь или сестру замуж не отдадут. Они спросят: "А что они сделали в отместку? Разве можно за таких мужчин выдавать замуж?" С такими людьми никто не роднился, связи не поддерживал, - поясняет Хазбиев. - Если убили брата, что нужно? Нужно оружие, нужны деньги, нужны машины. И что человек делает? Он присоединяется к тем, у кого есть эти возможности, и начинает мстить за своих братьев и сестер".
Полиция отвечает тем же, призывая на службу кровных врагов террористов. Эту практику широко применял глава назрановского РОВД Джабраил Костоев. Сам он погиб от рук кровника, но дело его живет, утверждает Хазбиев: "По сей день в семьи, где убит милиционер, приезжают к братьям и говорят: "Что вы дома сидите?" В тайных, явных органах безопасности они устраиваются работать днем, а по ночам разъезжают с эскадронами смерти и похищают молодых ребят, которые не так молятся, салафитов, и убивают не за то, что они что-то совершали, а потому что духовенство республики считает всех, кто не соблюдает традиционный ислам, шайтанами. Но делают они это даже не настолько ради религии, а в первую очередь из-за корысти: это большие деньги, это дорогие машины, это квартиры по всему Северному Кавказу, это погоны и звания. Здесь же ничего не скроешь. Как это молодой пацан вчера угол обивал, сопливил, у него рубля на сигарету не было, а сегодня у него 2-3 машины, по 5-6 миллионов стоят".
Кровная месть поделила ингушей на два лагеря. Одни взрывают полицейских, другие ликвидируют террористов. Президент республики точно подсчитал, сколько при нем помирилось семей, но сколько добавилось новых кровников, он не сообщил.
На взгляд ингушского оппозиционера, Евкуров и не пытается остановить этот маятник убийств, ибо, как президент, он должен гарантировать права и свободы граждан и таким образом положить конец кровопролитию. А примирительные комиссии используются просто для саморекламы, полагает Магомед: "Это древнейший институт примирения. Всегда старейшины и муллы из разных сел и тейпов объединялись. Но дал им широкие возможности, предоставил машины, материальную помощь, создал примирительные комиссии Руслан Султанович Аушев, а не Евкуров. То, что Евкуров собирает кровников, примиряет, он делает из этого пиар-флаг. Те, кто решатся простить, и так простят, кто нет - не простит".