Накануне четвертой годовщины августовской войны в Интернете появился документальный фильм "Потерянный день".Эта работа сразу вызвала ажиотаж, поскольку разрушала привычное видение войны 08.08.08. Создавалось впечатление, что российское руководство отреагировало на войну только тогда, когда война уже подобралась к Цхинвалу. Фильм бы стоило назвать "Южная Осетия обвиняет". Но республика не собирается обвинять Россию. Сам фильм - это благодарность России за спасение. Об этом GTimes рассказала южноосетинский журналист Мадина Шавлохова, очевидец августовской войны.
- Мадина, что бы Вы могли сказать о фильме "Потерянный день"?
- Для начала скажу следующее. То, что августовская война началась гораздо раньше - это правда. Об этом говорят не только создатели фильма, но и очевидцы событий. Я сама все прекрасно помню, потому что в то время вернулась в Москву из служебной командировки по Кавказу. Мне звонили из республики, говорили, что 1-2 августа уже шли обстрелы отдаленных осетинских сел. В Дманиси 2 числа погибло шестеро ребят. Грузины в это время стали выдавливать миротворцев и осетинских ополченцев с господствующих высот. Стоявшие в Цхинвале миротворцы не предпринимали никаких действий по одной причине - в зоне действия миротворческих сил в то время не было такого оружия, которое можно было бы противопоставить тяжелой артиллерии и "Градам".
- Со стороны этот фильм выглядит как осетинское коллективное обвинение в адрес России...
- Депутаты южноосетинского парламента и местные жители даже не думают обвинять российское руководство в том, что оно якобы бездействовало. Обвинять Россию никому в Южной Осетии и в голову не придет. То, что Дмитрий Медведев пытался тогда перепроверить поступавшую из республики информацию о боях - это нормально. Любой здравомыслящий глава государства, который после открытия Олимпиады получит информацию о войне возле своих границ, будет так делать. Первые мысли, которые придут в голову: не провокация ли это? По международным законам, ни одно правовое государство не имеет права вести боевые действия во время Олимпиады. Цхинвал обстреливали из "Градов". Это не просто война, а хладнокровное истребление. В то, что такое возможно, никто не мог поверить.
- А кто авторы фильма? Что о них известно?
- О создателях фильма в Южной Осетии ничего не известно. Человек, который видел их работу, рассказывает, что на их телевизионных микрофонах была цифра "5". Этот человек понял, что эти ребята - сотрудники "Пятого канала". Кто они и чем занимаются, никто не знает. Могу сказать одно: такие люди, как генерал Балуевский, не будут откровенны с посторонним человеком. Более того, они бы не стали говорить на тему августовской войны без санкции со стороны высокопоставленных людей.
Читайте также Цхинвал в огне: свидетельства очевидцев
- Вы - очевидец тех событий. Как бы Вы охарактеризовали тогдашние действия российского руководства?
- Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков прямо сказал, что Путин в августе 2008 года принимал стратегические решения единолично. Дмитрий Медведев сразу среагировал, как только узнал о произошедшем в Южной Осетии. Но в реальность происходящего никто не мог поверить. Российское руководство боялось нарваться на провокацию, которая привела бы к еще большему кровопролитию на Кавказе. Возвращаясь к фильму "Потерянный день", могу сказать следующее. Большинство людей его неправильно трактует. Основной посыл фильма - не в том, что Медведев или Путин якобы не среагировали на войну, а в том, что эта война началась не в ночь с 7 на 8 августа, а гораздо раньше. Ночь с 7 на 8 августа - наступление открытой фазы войны.
Дмитрий Анатольевич в это время выражался предельно осторожно и сжато. Он перепроверял информацию. Я точно знаю, что в первых числах августа он часто звонил в Цхинвал и во Владикавказ, спрашивал, в самом ли деле идет война. Дмитрий Медведев - нормальный здравомыслящий человек, воспитанный в советское время. Для советского человека война на своей территории осталась в сороковых годах XX века. Конфликты 80-х и 90-х годов были вооруженными конфликтами, а не войной. Никто в России не мог поверить в то, что спящий город, где женщины и дети, обстреливают из "Градов". Либо информатор - идиот или провокатор, или тот, кто обстреливает - совершенно больной человек. Такую информацию нужно проверять, и не по одному разу. Проверка информации - это время. Только после этого времени принимается ответственное решение. Я разговаривала с командующим 58 армией Анатолием Хрулевым. Он сказал: "Мне позвонили 8 числа и приказали выдвинуться. Для того чтобы создать группировку и выдвинуться, нужно время. Как только была создана группировка, мы выдвинулись".
- Что делал в первых числах августа лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты?
- В конце июля Кокойты давал во Владикавказе пресс-конференцию, где говорил о планах социального
строительства в Южной Осетии, о том, что удалось ему сделать за время своего правления в республике. Когда он вернулся в Южную Осетию, ему стали докладывать, что грузины концентрируют на границе свои войска, что уже идет передвижение танков, грузины набирают резервистов, забирают в армию студентов. Окружение Кокойты, проанализировав это, поняло, что Грузия готовится к войне.
3 и 4 августа власти республики объявили об экстренной эвакуации детей. Самим детям было сказано, что их отправляют в Северную Осетию на отдых. Это делалось, чтобы не напрягать обстановку. Однако по Цхинвалу сразу пошли слухи о войне. Что там в Москве, в самом Цхинвале до последнего момента не верили в то, что будет война! Парадоксально, но осетины поверили телевизионному обращению Саакашвили, которое было вечером 7 августа. Я разговаривала тогда с ребятами на блокпостах, они верили словам Саакашвили. Эдуард Кокойты после этого обращения дал приказ разойтись по домам. Дескать, войны не будет, потому что завтра Олимпиада. Но случилось так, что война началась.
Читайте также Украина против России. Место действия - Цхинвал
- Как Вы бы оценили отношение Москвы и Цхинвала к Михаилу Саакашвили до августовской войны?
- В Южной Осетии сразу поняли, что Саакашвили гораздо хуже, чем Гамсахурдия и Шеварднадзе вместе взятые. Шеварднадзе совершил такие преступления, как Зарская трагедия, и многие другие. Сотни осетин были уничтожены по его приказу. Гамсахурдия - личность еще более известная. Но Саакашвили перещеголял их обоих. Осетины видели, что случилось с Аджарией и с аджарским лидером Абашидзе. Саакашвили, едва придя к власти, подверг некогда самый благополучный регион Грузии жесточайшим преследованиям. Абашидзе был вынужден бежать из Грузии.
Что касается российского руководства, то оно до последнего момента пыталось найти с Саакашвили точки соприкосновения. МИД России пытался наладить отношения с МИД Грузии. Конечно, в определенных грузинских кругах Россия находила поддержку, но в общей массе грузинского народа Москва поддержки не нашла. Новым ориентиром для Грузии стали США и Европа. Все русское после "революции роз" стало в Грузии уничтожаться и выжигаться каленым железом. Закрывались русскоязычные школы, все переводилось на английский и грузинский языки. Со временем из грузинских школ стали исчезать грузинский язык, литература, а из страны - грузинская культура.
Тамерлан Алероев