Лицо кавказской национальности больше не появится в СМИ

Депутат «Единой России» от Чечни Шамсаил Саралиев предлагает отказаться от обозначения национальной принадлежности в СМИ. Эта идея вполне может оформиться в виде специального закона. Идея скандальная и предстоящие баталии в СМИ по этому поводу абсолютно очевидны. Пока мы попросили самого парламентария расшифровать смысл его идеи. 

"Речь идет о том, чтобы не указывать национальность, когда это разжигает ненависть. Национальность нужно указывать в хорошем деле. Вот вы же как журналист не пишите, что русский зарезал русского. Мы же не пишем так, что выходец из Северо-западного федерального округа совершил в Москве преступление. Зато мы пишем, что выходец из Северного Кавказа совершил преступление. И это продолжается много лет и влияет на формирование общественного мнения, - говорит Саралиев. 

С нашей точки зрения логика в словах депутата есть. Но у законопроекта, даже если он оформится на бумаге, сложное будущее. Можно стараться контролировать медиа-пространство и щедро выписывать штрафы по каждому случаю нарушения закона. Но невозможно контролировать Интернет. А межнациональная рознь, разжигаемая в Сети, следствие более глубокого межкультурного конфликта, который никуда не денется если на него будет наложено табу в официальных СМИ.

Фонд «Общественное мнение» буквально вчера опубликовал данные о восприятии россиянами Северного Кавказа. И выяснилось, что у большинства россиян (22%) словосочетание "Северный Кавказ" вызывает ассоциации: "буйное - военные действия", "военные конфликты", "война хроническая". 

В этом корень проблемы. Так или иначе в истории взаимоотношений России и Чечни совсем недавно были две войны. Последствия этого в общественном сознании будут давать о себе знать еще многие десятилетия. Лет сорок назад, в начале эпохи телевидения, у государства была возможность моделировать имидж одной части населения страны в глазах другой. И тогда появился образ романтичного, беззаботного и внутренне свободного кавказца, тратящего жизнь на красивые тосты. В наше время ничего подобного не выйдет.

Чеченца Шамсаила Саралиева понять не трудно. Да и в целом, он говорит в большей степени об имидже чеченцев в глазах остальных россиян. «Вот допустим пишут: - чеченец бегал с мачете в руках по Европейскому и кричал - русские свиньи, я вас зарежу». А на самом деле, не было ни мачете, ни этих слов, ни часто даже самого чеченца. Что делать с такими СМИ? Причем это СМИ серьезные, читаемые. Или например о том, что Чечня послала полки для подавления оппозиционных выступлений на Болотной. А это неправда. И это все формирует определенное отношение общества к людям определенной национальной группы. В этом плане и киноиндустрия у нас вносит лепту и не отстает от провокаций в СМИ. Это фильмы, в которых ярко выражена дискредитация одной национальности и весь фильм этих людей называют то предателями, то негодями, то подонками, то мерзавцами, хотя на самом деле, в Чеченской республике только милиционеров погибло 1500 человек, и защищали они целостность России. Наш первый президент Ахмад Кадыров, погиб защищая Россию», - говорит Саралиев. 

Если верить статистике МВД, то бытовые конфликты между так скажем, лицами славянской и кавказской национальностей, составляют достаточно небольшой процент общего числа уличной преступности. Но они разумеется, заметны больше всего. И именно освещение этих конфликтов в СМИ повышает градус межнациональной напряженности. Поэтому, возможно, если закон появится, то в какой-то степени острота проблемы спадет. Хотя, это больше похоже на полумеру.

Реальность между тем заключается в том, что сегодня страдают от провоцирования конфликтов не только кавказцы. Заместитель главного редактора газеты «Культура» Михаил Тюренков в интервью Gtimes напомнил о том, что раз уж в негативном контексте нельзя будет упоминать жителей кавказских регионов, то симметричными должны быть меры и по отношению к славянскому населению. «Инициатива депутата Госдумы Шамсаила Саралиева понятна, но кажется несколько непродуманной. Разумеется, разжигание розни по этническому принципу - недопустимо, а потому любые публичные высказывания, уничижающие кого бы то ни было по факту его происхождения, являются уголовно наказуемым деянием. И это совершенно правильно и нормально, а потому лично я не согласен с логикой тех, кто выступает за отмену 282-й статьи Уголовного кодекса. Другое дело, что применение этой статьи должно быть абсолютно симметричным, то есть наказание за русофобию - соразмерным наказанию за антисемитизм, а за антихристианские высказывания - антимусульманским или юдофобским», - считает Михаил Тюренков.

«Понятно и то, что нарочитое упоминание этнической принадлежности конкретных людей в тех же криминальных сводках порой выглядит неэтично да и просто стилистически нелепо. Другое дело, когда речь идет об этнических преступных группировках, то запрет на указание происхождения таковых реально нарушит право людей на свободу получения полноты информации, отнюдь не являющейся засекреченной. Замечу, что при такой логике можно прийти к таким экстравагантным предложениям, как, например, запрет на указание партийной принадлежности депутатов Госдумы, поскольку это-де может разжечь ненависть к той или иной политической партии.
Именно поэтому лично я не могу поддержать инициативу Шамсаила Юнусовича. Полагаю, что те негативные тенденции, которые он хотел бы избежать за счет запрета указания этнической или региональной принадлежности в СМИ, должны нивелироваться иными методами. Такими, как, например, пресловутый закон о клевете или все та же 282-я статья. При этом последние должны работать более эффективно, в том числе и за счет активизации общественного и экспертного контроля за их применением. И разработка механизмов последнего - куда важнее, чем предлагаемые уважаемым господином депутатом запретительные меры», - продолжает журналист. 

Мы уже говорили о том, что идея Шамсаила Шаралиева обречена на бурное обсуждение в СМИ. Можно не сомневаться, первое, что будет интересно адресатам возможного будущего закона, это то, как он отразится на свободе слова. По мнению бывшего министра по делам национальностей а ныне первого вице-президента Евразийской академии телевидения и радиовещания Владимира Зорина, вопрос корректности, это в первую очередь вопрос внутри медийной кухни. «Этот закон может стать средством ограничения свободы слова в СМИ. Чтобы этого не произошло, есть выход - журналистское сообщество должно уделить этому вопросу особое внимание и создать условия для того, чтобы предотвратить разжигание ненависти в СМИ. Средства массовой информации отражают состояние общества. В обществе растет ксенофобия, и нежелание воспринять даже близкие к нам культуры. СМИ отражают эту реальность. Не думаю, что новый закон, если он будет принят, улучшит ситуацию. Вообще закон, это низшая нравственная норма. И если в целом нравственные нормы общества снижаются, то никакими законами их не поднимешь», - считает Владимир Зорин. 

Антон Кривенюк