Выборы президента Нагорного Карабаха касаются не только жителей этой непризнанной республики. То, что происходит там, касается также Азербайджана и Армении. Карабахский вопрос - это яблоко раздора между этими государствами и основная тема армяно-азербайджанских переговоров. Каждая сторона хочет решить эту проблему в свою пользу. По этому поводу исписаны фолианты документов, ломаются копья политиков и журналистов. Корреспондент GTimes узнавал, что думают насчет выборов в НКР эксперты из Еревана и Баку, и как на это смотрят в самом Степанакерте.
Баграт Мовсесян, армянский журналист:
"Когда Азербайджан вышел из состава СССР, Нагорно-Карабахская автономная область поначалу осталась в составе Союза. Она вышла из него самостоятельно, в соответствии с Конституцией СССР. Этот аспект есть первое доказательство легитимности НКР как независимого государства, которое было провозглашено по результатам референдума, прошедшего в декабре 1991 года. В этом референдуме, наряду с карабахскими армянами, участвовали карабахские азербайджанцы. Что касается легитимности выборов президента НКР, то никто не может поставить под сомнение их законность, потому что это волеизъявление народа состоявшегося государства, пусть даже никем не признанного. О законности этих выборов заявляют сопредседатели Минской группы ОБСЕ. ОБСЕ говорит, что НКР может вернуться в формат армяно-азербайджанских переговоров как третья сторона. Война в свое время началась именно между азербайджанскими властями и народом Нагорного Карабаха. Руководство НКР поставило свои подписи под тем же документом, что и власти Азербайджана. Де-юре и де-факто власти Азербайджана и народ Нагорного Карабаха - два независимых субъекта международного права. Если официальный Баку сомневается в легитимности выборов президента НКР, то население НКР имеет право сомневаться в легитимности выборов в Азербайджане. Хотя бы по той причине: если официальный Баку считает народ НКР гражданами Азербайджана, то он должен был обеспечить жизнедеятельность и безопасность народа НКР, как этого требуют международные законы.
Выборы в НКР проходят на очень высоком уровне. Нынешний глава НКР Бако Саакян ставит акцент на том же, на чем и пять лет назад, когда он только возглавил республику. Он ставит перед собой конкретные цели и задачи. Остальные кандидаты, как это и принято, пытаются выявить плюсы и минусы действующего правления. О высоком уровне выборов говорит и большое число избирателей, которые пришли на избирательные участки. На выборах присутствуют наблюдатели из международных миссий, которые следят за ходом выборов. Наблюдатели от Армении - это специальная делегация армянского парламента. Парламентская делегацию Армении возглавляет вице-спикер парламента, что уже весьма значимо.
Читайте также Нагорый Карабах: взгляд из Азербайджана
Можно смело сказать: все азербайджанские заявления - это чепуха. На данном этапе НКР превращается в демократическое правовое государство, которое во всех этих аспектах опережает Азербайджан. Азербайджан - это авторитарная монархия, где власть переходит от отца к сыну. Что касается заявлений насчет "карабахского клана", который якобы узурпировал власть везде, то это равносильно тому, если бы всех армян причислили к одному клану. Клановая власть - это клан Алиевых, которые имеют много проблем в своем государстве. Антикарабахская риторика Баку объясняется только личными просчетами отца и сына Алиевых в плане управления своей страной. Международное сообщество справедливо указывает Баку на реальную демократию в НКР и противопоставляет ее архаичным методам управления самих Алиевых. Эти методы давно изжили себя. Алиевым давно пора понять, что в Азербайджане, кроме тюрков-азери и курдов, живут талыши, лезгины, таты. У этих народов в государстве Алиевых - очень много проблем".
Ровшан Ибрагимов, заведующий отделом анализа внешней политики Центра стратегических исследований при президенте Азербайджанской Республики:
"Мы не воспринимаем выборы в Нагорном Карабахе как какое-то важное официальное событие. Эти выборы - нелегитимные, незаконные, и их проведение приводит лишь к дестабилизации миротворческого процесса между Азербайджаном и Арменией. Периодически такого рода выборы проходят в этой непризнанной республике. Там также создается видимость некоего государства. Так называемые выборы президента Нагорного Карабаха должны показать миру, что это государство состоялось как факт, в соответствии со всеми международными нормами. Позиция Азербайджана однозначна: эти выборы не могут быть признаны законными, поскольку срывают миротворческий процесс в регионе.
Азербайджан к этому процессу старается подходить максимально конструктивно. Кого там потом объявят президентом, нас мало беспокоит. Сами по себе выборы в непризнанной никем республике не имеют большого значения. Это могло бы играть какую то роль только в том случае, если бы армянская община Карабаха начала переговоры с азербайджанской общиной Карабаха. На этих переговорах много лет настаивает именно азербайджанская сторона. Можно признать на международном уровне человека, которую армянские граждане Азербайджана в Нагорном Карабахе считают своим лидером, и позвать его на переговоры в качестве равной стороны. Но это возможно, если этого человека признают своим лидером карабахские азербайджанцы. На переговорах будет важно, какая это личность, конструктивная или деструктивная. Насчет Бако Саакяна нам точно известно, что он никогда не выражал желания встречи с карабахскими азербайджанцами. Исходя из этого его можно смело считать деструктивной личностью. Но еще раз подчеркну, для нас совершенно не имеет значения, кто там изберется".
Альберт Восканян, карабахский публицист.
"Мы - государство, не признанное международным сообществом. Итоги наших выборов, будь это президентские или муниципальные, не признаются Евросоюзом. Турция и Азербайджан выступают против нашего суверенитета, называют нас "азербайджанскими территориями, оккупированными Арменией". Европарламент заявляет, что выборы в Нагорном Карабахе не будут признаны законными. Но выборы идут, и они достаточно широко анонсируются. Сегодня я в машине слышал, как о наших выборах говорили по радио "Голос России". Было много информации в газетах и интернете. При этом указывается, что это все происходит в "непризнанной республике". Представитель Европарламента заявил, что эти выборы никак не повлияют на переговорный процесс между Арменией и Азербайджаном, который касается именно будущего НКР. Карабах не обращает на этот шум никакого внимания.
Читайте также: Нагорный Карабах:если завтра война
Народ активно пошел на выборы, активность очень высокая. На 15:00 по московскому времени большая часть избирателей уже успела проголосовать. Основная борьба проходит между нынешним президентом НКР Бако Саакяном и Героем Арцаха Виталием Баласаняном. Чем отличаются их предвыборные программы? Я считаю, что у нынешнего президента идет логическое продолжение того, что он сделал, а у Баласаняна идет разговор о том, что не сделал или сделал не так нынешний президент. Их объединяет та точка зрения, что альтернативы независимости Карабаха нет, и эта независимость - превыше всего.
Виталий Баласанян также хочет, чтобы НКР участвовала в армяно-азербайджанском переговорном процессе как третья сторона. Для карабахских избирателей также актуальные такие вопросы как экономика и социальная сфера. У нас есть свои небольшие заводы, появляется частный сектор, и эти сферы нуждаются в помощи. Баласанян обещает снизить налоги. В целом, любой кандидат хочет перетянуть одеяло на себя. Пока лидирует Бако Саакян, но говорить об итогах выборов преждевременно. Процессы в НКР кардинально отличаются от общекавказских политических процессов. Никто здесь не рискует ничего предугадывать".