Символом братской любви "молодых демократий" Грузии и Украины стал публичный поцелуй Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили. В августе 2008 года украинский лидер крепко сжимал руку грузинского президента в знак поддержки в борьбе против "российского агрессора". Украина Ющенко была там же, где была и Грузия Саакашвили. Как складываются отношения этих стран сейчас, в 2012 году? На эту тему с GTimes беседовал кавалер грузинского "Ордена Чести" Владимир Скачко, главный редактор газеты "Киевский ТелеграфЪ".
- Во время августовской войны 2008 года Украина была одним из главных союзников Грузии. Саакашвили и Ющенко клялись друг другу в дружбе и братской любви. Как сложились отношения Тбилиси и Киева после того, как Ющенко перестал быть президентом, а Тимошенко оказалась в колонии?
- На настроениях общества смена президента никак не отражается. Я не замечаю, чтобы после ухода Ющенко простые грузины стали считать украинцев своими врагами. Украинцы тоже не настроены против грузин. Так и на государственном уровне. После прихода Виктора Януковича отношения между Грузией и Украиной не изменились. Отношения продолжаются по всему спектру, согласно всем подписанным ранее договоренностям.
Поменялось другое: исчезла эта шизофреническая показательная "дружба", которая существовала между Саакашвили и Ющенко. Президенты Украины и Грузии не только признавались друг другу в любви, но и публично целовались взасос. Все в курсе, что оба президента с супругами совершали друг к другу семейные визиты, крестили друг у друга детей, племянников, и так далее.
Эта идиотическая демонстрация должна была показать сердечную любовь "молодых демократий" Украины и Грузии. Эта любовь растет и крепчает под ядерным "зонтиком" НАТО и отеческой крышей ЕС, у Украины и Грузии все хорошо, и эта любовная идиллия будет продолжаться вечно. Что называется, Москве на зависть и всем смертям назло. Но стоило Ющенко уйти, как эта шизофреническая "любовь" исчезла тоже.
- Что пришло на смену этой показной "любви"?
- Украино-грузинские отношения перешли в нормальное конструктивное русло. После ухода Ющенко я дважды встречался лично с Михаилом Саакашвили. Мне показалось, что сворачивание всего этого идиотского спектакля его не огорчило. Когда все закончилось, он вздохнул с облегчением. После того как навязанная извне "дружба" с Ющенко закончилась, он наконец-то сможет смотреть на отношения Грузии и Украины исключительно как политик и президент Грузии. Михаил Николаевич хоть что-то понимает, что нужно ему и его стране. Тот же Ющенко этого не понимал вообще. Может быть, и Ющенко сознавал, что эта "любовь" -только глупая демонстрация. Но как действовать дальше на посту президента Украины, он не знал точно. Настроения Саакашвили соответствуют настроениям грузинского народа во многих областях. У Ющенко рядовые граждане Украины не замечали ни понимания того, что нужно Украине, ни хоть какого-то сочувствия проблемам украинских граждан.
- Грузинские политики намеренно подчеркивают, что Украина и Грузия - это одно целое. 23 июня этого года глава грузинского МИД Григол Вашадзе произнес: "У Украины и Грузии один общий враг - Евразийский союз".
- Я знаком с этим заявлением Вашадзе. На эти громкие слова нужно смотреть дифференцированно. Для Украины Евразийский союз точно не является угрозой. Он для нее - единственное спасение. Насчет Грузии я в этом не уверен. В отличие от Украины, Грузия - маленькая страна. Деньги Запада могут превратить ее в некий кавказский торгово-промышленный анклав Запада. Такому анклаву не нужно будет развивать и размещать собственное производство на своей территории. Такое государственное образование сможет жить и функционировать за счет проводимых в Грузии крупных операций западных банков, работы не очень больших филиалов западных производственных компаний, туристического кластера, которым руководят западные операторы. При таких условиях маленькая Грузия может нормально существовать на полагающийся ей "кэш" от западных торгово-финансовых операций на своей территории. С Украиной такого однозначно не получится. Поэтому говорить, что Евразийский союз якобы представляет одинаковую угрозу и для Украины, и для Грузии - значит выдавать желаемое за действительное.
Читайте также Нестрогий режим для Тимошенко
Разумеется, что Михаил Саакашвили обязан работать против России. В рамках этого обязательства, и руководствуясь собственными антипатиями к РФ, он воздействовал на не воспаленный тогда мозг Виктора Ющенко. Я уверен также в следующем. Будь Украина не столь большой и не будь в ней столько центров принятия независимых решений, Ющенко, под влиянием идей Саакашвили, мог бы легко втравить Украину в любой вооруженный конфликт с Россией. При этом я повторяю, что Ющенко действовал бы так не потому, что он был исполнителем идей Саакашвили, а только потому, что идеи грузинского евроцентризма и якобы оккупантской истребительной политики на Кавказе в то время достаточно хорошо уложились в личную "матрицу" Виктора Андреевича. Саакашвили воздействовал на мозг Ющенко, это факт. Но права принимать какие-то решения в Украине Саакашвили никто не давал.
- При этом, по Вашим словам, Саакашвили - серьезный политик, который знает, что нужно Грузии.
- Я всего лишь сказал, что Саакашвили как политический лидер выглядит более вменяемым, чем выглядел в таком же амплуа Виктор Ющенко. Однако сути это не меняет: Саакашвили и Ющенко - это два живых символа русофобии. Эта русофобия их объединила. И Саакашвили, и Ющенко пытались перенести свои личные комплексы на уровень межгосударственных отношений. Когда личные русофобские комплексы определяют политику, нельзя создать ничего конструктивного. Личная русофобия - это главный личный негатив Саакашвили и Ющенко, негатив их политики и основной раздражающий фактор для самой России.
Россия для них обоих была боксерской грушей, об которую они околачивали свои слабые кулаки. Цель была проста: показать мировому сообществу и доказать самим себе, какие они на самом деле крутые парни. Для серьезного политика такая позиция крайне глупая. И тот, и другой мне напоминали двух маленьких мальчиков, которые подбегают к старшим мальчикам, пинают их сзади, а когда те хотят показать зарвавшимся малышам их место, падают на спину, дрыгают ножками и вопят: "А лежачего не бьют!". Это нормально для детей, но не для государственных мужей. Мужи выступают не только от своего имени, но и от имени своих народов и своих государств. Маниакальные фобии а-ля Саакашвили крайне плохо влияют на судьбу собственной страны и своего народа.
- Насколько мы знаем, Вы довольно часто бываете в Грузии.
- После избрания Виктора Януковича я два раза был в Грузии по рабочим делам. То, что я увидел, меня обнадежило. Сохранены все старые связи между нашими странами, налаживаются новые. Грузия и Украина активно сотрудничают по проекту транзита каспийской нефти в Европу. Рядовые граждане Украины с удовлетворением отзываются о сервисе грузинских курортов. Туристическую инфраструктуру там создают, конечно, турки, но обслуживающий персонал - грузины, с которыми украинцы довольно легко находили общий язык. На всех уровнях сотрудничества между Украиной и Грузией сейчас сохраняется атмосфера взаимного уважения. Конечно, есть свои нюансы, но это нормально. В ходе моих визитов я лично встречался с Михаилом Саакашвили.
- Каково было Ваше впечатление о грузинском президенте?
- Как я уже говорил, после ухода Ющенко Саакашвили вздохнул с облегчением. У него исчез комплекс вечной сердечной любви между Тбилиси и Киевом. Как только Саакашвили увидел, что ему больше не надо целоваться взасос с Ющенко, он сразу исцелился от этого комплекса. Могу от себя добавить, что в ходе одного из визитов я стал кавалером грузинского "Ордена Чести". В Грузии это высшая награда для иностранцев. То, что я кавалер этого ордена, для меня странно. Лично я испытываю к личности Саакашвили ненависть, а он меня награждает орденом.