После 1991 года советские лезгины и аварцы оказались по разные стороны реки Самур, протекающей на границе между Россией и независимым Азербайджаном. Пограничная река, сделавшая представителей одного народа иностранцами, стала очередным символом смертельной игры, которая началась тогда на постсоветском Кавказе. Сейчас, спустя 21 год, представители кавказоведческого экспертного сообщества констатировали факт: ситуация с разделенными народами только ухудшается, становясь все более взрывоопасной.
Практически всем на Кавказе известно историческое решение ВЦИК от 20 января 1921 года об образовании в составе РСФСР Дагестанской АССР. Пограничный рубеж проложили по реке Самур. В результате этого решения лезгины, аварцы и рутульцы оказались разделены: часть их осталась на территории Советской России, а другая часть очутилась в формально независимом Азербайджане. Вопрос о точном определении границы, разделившей народы, ВЦИК оставлял на усмотрение "комиссий из представителей республик и областей" РСФСР.
Спустя год резолюция Вседагестанского учредительного съезда Советов постановила: решение вопроса о границе с Азербайджаном должно быть ускорено, так как это обусловлено рядом важнейших ключевых факторов. Самый важный из них - этнографический. Лезгины и аварцы, в силу своих культурных особенностей, не могут полноценно жить и развиваться в условиях даже формального административного разделения на "дагестанских" и "азербайджанских". Представители этих народов - одна семья, и должны жить вместе.
В советских архивах хранится много писем-обращений от азербайджанских лезгин в редакцию газеты "Правда", печатного органа ВКП(б). В одном из них, датированном октябрем 1936 года, сказано, что лезгины советского Дагестана и Азербайджанской ССР, будучи частью единого советского народа, после января 1921 года оказались де-факто в двух разных государствах. В 1936 году письменная культура дагестанских лезгин развивалась, чего нельзя было сказать об азербайджанских лезгинах. "У азербайджанских лезгин до сих пор нет своей письменности. Делопроизводство в районе, сельсоветах и колхозах ведется на русском и тюркском языках, что является искажением национальной политики партии", - говорилось в лезгинском обращении к советскому руководству. Исходя из этого, авторы предлагали объединить всех советских лезгин "в один округ или область", чтобы у лезгин появилась возможность "более широкого развития своей культуры и экономики".
Читайте также: "Дагестанизация" Азербайджана неизбежна?
Письмо пришло в "Правду" накануне принятия нового варианта Конституции СССР. Редакция направила копию в Совет национальностей ЦИК, а оттуда "лезгинский вопрос" отправился...под сукно. На архивной копии стоит резолюция от 15 января 1937 года: "Отложить до окончательной переписи населения".
Вопрос о самоопределении лезгин и аварцев в рамках СССР неоднократно поднимался и при Сталине, и после его смерти. В своих обращениях в ЦК КПСС разделенные народы просили либо предоставить азербайджанским лезгинам "автономию в ряде северных районов Азербайджанской ССР", либо "передать эти районы в состав Дагестанской АССР". Был ряд предложений об объединении всех лезгин в единую Лезгинскую АССР.
Своего пика вопрос достиг на закате перестройки, когда решалась судьба не только лезгин и аварцев, но и всего Советского Союза. Вопрос должен был решиться однозначно: сейчас или никогда.
После Беловежских соглашений разделенные рекой Самур народы поняли, что на мирное разрешение надежды нет. Кавказский котел вскипел. Пантюркистское руководство независимого Азербайджана насильно тюркизировало все многонациональное население республики, на что лезгины отвечали вооруженным сопротивлением. В российских республиках Северного Кавказа разгорались свои межэтнические конфликты, куда были втянуты все, кто проживал в этом регионе. На карту "разделенных народов" ставили почти все, в том числе и Джохар Дудаев. "Президент Ичкерии" неоднократно грозился с помощью лезгин взорвать весь Кавказ и поставить Россию на колени.
В это время в Азербайджане принимались собственные меры по урегулированию этнических конфликтов. Представители лезгинских и аварских диаспор утверждают, что это примирение больше напоминало культурный геноцид. Баку объявил лезгинское движение "Садвал" террористической организацией, которую спонсируют армяне и российская Лубянка. Вместе с "Садвалом" были объявлены вне закона и национальные языки лезгин и аварцев.
По нынешним свидетельствам лезгинских активистов, правление отца и сына Алиевых в этом плане мало отличается от курса Абульфаза Эльчибея. Как утверждают азербайджанские лезгины, Баку не отказался от курса на тюркизацию, разве что сделав ее более причесанной. В школах лезгинским детям внушается, что город Дербент и весь Дагестан - исконно азербайджанские земли. В школьной программе есть краткий факультативный курс национального языка, но он составлен на азербайджанском, к тому же при полном отсутствии учебных пособий. На своем родном языке юные лезгины и аварцы могут говорить, по сути, только дома. Позврослев, они нередко принимают решение записать себя азербайджанцами.
Читайте также: Территориальная нецелостность Азербайджана
Запрет на "Садвал" в республике до сих пор не снят, многие национальные активисты сидят в тюрьмах по обвинению в ваххабизме. В лезгинских селах севера Азербайджана запрещены вывески и надписи на родном языке. Учебники, словари и книги на лезгинском и аварском, которые выпускают в Дагестане, в республику не завозят. Любые контакты "южных" лезгин с "северными" контролируются азербайджанскими спецслужбами.
Попавшие в западню народы иногда вынуждены нелегально пересекать границу. Оказавшись в Дагестане, они вздыхают с облегчением, но оно оказывается недолгим. Если "на юге" лезгин и аварцев насильственно ассимилируют, то "на севере" их дискриминируют. В лезгинские районы Дагестана идет в три раза меньше денег, чем в другие, лезгин методично выпихивают с руководящих постов на республиканском и местном уровнях власти. На их места нередко приходят дагестанские азербайджанцы, что нисколько не добавляет миролюбия в без того немирной республике.
Кроме этого, дагестанских лезгин и аварцев серьезно беспокоит договор об окончательной ратификации госграницы между Азербайджаном и Россией, который в 2010 году подписало российское руководство. Этот шаг Москвы вызвал у людей, разделенных рекой Самур, чувство глубокого разочарования, поскольку он узаконил историческую несправедливость, обернувшуюся почти вековой трагедией для этих народов.
18 июня 2012 года в Москве проблемой разделенных народов занимались эксперты-кавказоведы и представители диаспор. На встрече был поставлен неутешительный диагноз: ухудшение. "Ситуация среди народов, проживающих по обе стороны границы, только ухудшается и становится все более взрывоопасной. Мы в свою очередь должны приложить все усилия для стабилизации ситуации в регионе, чтобы права лезгин, аварцев, рутульцев и цахуров, проживающих на территории Азербайджанской Республики, начали соблюдаться. Это подразумевает право на родной язык, право на получение образования на родном языке, сохранение самобытности, культуры", - сказал журналистам один из докладчиков, замруководителя Федеральной лезгинской национально-культурной автономии России Амиль Саркаров.