Долгожданная отставка на Ставрополье

Губернатора Валерия Гаевского из Ставропольского края выживали долго, на протяжении половины срока его трехлетнего правления. И вот, к счастью многих общественных организаций и оппозиционных партий, президент России за месяц до возвращения губернаторских выборов отправил его в заслуженную отставку. Чем скомпрометировал себя молодой, энергичный и образованный глава и чем лучше него пожилой хозяйственник Валерий Зеренков, корреспондент GTimes выяснила в ассоциации общественных палат края.

В команде ставропольского губернатора конца 90-х-начала 2000-х годов, комбайнера без кавычек Александра Черногорова геолог по образованию Валерий Гаевский смотрелся одним из самых умных и "продвинутых" специалистов. Когда он, уже поработав в полпредстве Южного федерального округа, сменил Черногорова, казалось, уж он-то вытащит Ставропольский край из дотационной ямы. Но дальше идеи написать на этикетке минералки "Богом дарованная вода" дело, как видно, не дошло. Например, проект туристической зоны на горе Юца в регионе Кавминвод приказал долго жить: ни один крупный инвестор рисковать капиталом не захотел. Но виноват ли в этом губернатор, если даже федеральные силы не сумели избавить регион от террористических угроз, несовместимых с бизнесом?

Гаевский перехватил эстафету Черногорова и продолжал повышать урожаи зерновых, побив рекорд 2007 года в семь миллионов тонн, получив восемь в прошлом году. Для сельскохозяйственного региона, "житницы России", эта цифра - как лакмусовая бумажка. Кроме того, все время правления Гаевского в крае рос валовой продукт и доходы граждан. Снизились уровни безработицы и убыли населения. В то же время со Ставрополья начался отток русского населения, недовольного как "экспансией" соседей из республик СКФО, так и беспросветной коррупцией и кумовством.

Последние несколько месяцев застойное Ставрополье потрясали скандал за скандалом. В городе Лермонтове борьба за власть дошла до уголовщины - был до реанимации изрезан участник захвата городской администрации, бывший сити-менеджер Олег Мельников. Городской совет был распущен из-за отказа от мандатов трети депутатов. А на новые выборы тех, кто остался поддерживать мэра Александра Дунаева, не допустили. И в разгар президентской предвыборной кампании кандидаты в депутаты устроили голодовку, которую освещали даже в зарубежных СМИ. Губернатор, будучи в курсе всех этих событий, ничего не предпринял и даже обвинил участников акции в "раскачивании лодки". И только после обращения голодавших к президенту России к ним приехали полпред Александр Хлопонин и представители штаба Путина из Москвы. Муниципальные выборы 4 марта отменили.

Читайте также: Культурная голодовка в Лермонтове 

Параллельно с этими событиями в Ставрополе было возбуждено уголовное дело против сити-менеджера Игоря Бестужего, который обвинялся в получении многомиллионной взятки. А его считают личным приятелем Гаевского. Заведено и еще несколько дел на чиновников районов края за коррупцию в земельной сфере. К этому стоит добавить экологические протесты против застройки Машука, противостояние казаков и чеченцев в Зеленокумске и изгнание дагестанцев с востока края, обернувшееся вымогательством у чабанов денег за аренду и обострившее межнациональные отношения. Все вместе послужило поводом для местных коммунистов, жириновцев и общественных организаций писать письма в Москву и выступать на митингах с требованием отставки Гаевского.

И всем скопом удалось добиться желанного. Гаевский повержен. Вместо него исполняющим обязанности с перспективой утверждения в должности пришел 60-летний аграрий по образованию, управленец с большим опытом Валерий Зеренков. Несколько лет назад он возглавлял ставропольский Центр метрологии и сертификации и устроил там оазис социализма для своих сотрудников. Он поддерживал производственными пособиями семьи с грудными детьми, деньгами стимулировал людей к отказу от курения, построил спортзал на верхнем этаже. С одной стороны, заведение небедное, с другой - не всякий руководитель будет тратить легкие деньги от сертификации и патентования на здоровье наемных работников. В то же время горбачевская речь Зеренкова выдает в нем советского функционера, едва ли готового к построению хлопонинских "кластеров".

Как бы то ни было, координатор Ассоциации общественных палат Ставропольского края, политолог Сергей Попов заменой губернатора доволен. "Хотя я местную партию "Единая Россия" очень сильно критикую, но к Зеренкову мы относимся как к патриотично настроенному руководителю, который прошел здесь школу управления и не был замечен в крупных скандалах. Крепкий хозяйственник, более-менее порядочный человек", - так Попов охарактеризовал Валерия Георгиевича.

Что касается его тезки Валерия Вениаминовича, еще неделю назад опровергавшего все "домыслы о скорой отставке", то он для Ставрополья был неподходящей фигурой по ряду причин. "Первое: за три с лишним года его правления в крае не построено ни одного завода, ни одного крупного перерабатывающего предприятия. Только слова. То есть он экономически несостоятельный менеджер, - считает Сергей Попов. - Второе: Ставропольский край находится в окружении республик, где очень неспокойная обстановка. Находясь рядом, Ставропольский край должен играть стабилизирующую роль, а Валерий Вениаминович развел тут коррупцию, которая позволила Хлопонину дать Ставропольскому краю эксклюзивное определение - "территория сетевой коррупции". На семь глав муниципальных образований заведены уголовные дела. Ставрополь - уникальный город на сегодняшний момент. У нас с сити-менеджером Игорем Бестужим, который сидит в тюрьме, не порван контракт, и он является фактически руководителем города и получает зарплату. Человек, на которого заведено 2 уголовных дела, и до этого еще были заведены дела, который задолжал городу 74 миллиона - не заплатил налогов. А это лучший друг Валерия Вениаминовича. Третье: с Лермонтовым скандал на весь мир - это работа Валерия Вениаминовича и его правой руки Белолапенко. И последнее - Валерий Вениаминович не вписался в ставропольскую элиту. Ставропольский край не принял его команду - за ее хищничество, за ее шкурничество. У меня и с Хлопониным был разговор, и я ему сказал: "Если вы не наведете порядок в Ставропольском крае, то в республиках тем более". Я 20 лет работаю в этом регионе и понимаю, о чем говорю. А с моральной точки зрения, в 2004 году Гаевский случайно застрелил егеря, рядом находился Бестужий и министр природных ресурсов Гриднев. Они бросили этого егеря, он умер, дело замяли, но все это всплыло наружу. Человек с таким крючком в биографии не может быть самостоятельным политиком. Его все время можно шантажировать. А здесь нужен самостоятельный человек".