Дагестан дает дорогу ваххабизму

Духовное управление мусульман Дагестана ликвидировало отдел, проводивший экспертизу религиозной литературы и аудио-видео продукции. Именно эта структура пополняла список сочинений, вредных для мусульман из-за наличия ваххабитских идей и канонических ошибок, а по сути, вносила немалую лепту в вооруженное противостояние в республике. Расформирование отдела – это очередной шаг к преодолению раскола в среде дагестанских мусульман, который можно только приветствовать.

Духовное управление мусульман Дагестана, ликвидировав отдел цензуры религиозной продукции, признало за салафизмом (ваххабизмом) право на распространение в республике. Это большая победа занесенного извне течения ислама, которое скомпрометировали экстремисты и террористы. "Благодаря" боевикам, которые якобы во имя Аллаха убивают неверных и предателей, всех приверженцев ваххабизма в России записали в преступники. Их арестовывают по сфабрикованным обвинениям, но, по сути, за их религиозные убеждения. В ответ салафитам ничего не остается, кроме как уходить в леса и присоединяться к вооруженному джихаду в защиту своей веры.

В Дагестане борьба с салафитами обернулась фактически гражданской войной. Еженедельно "бородачи", как называют "лесных", отстреливают суфиев и сотрудников правоохранительных органов. В ответ репрессии силовиков только ужесточаются. Как рассказывала ранее в интервью GTimes правозащитница Гюльнара Рустамова, полиция арестовывает даже тех мусульман, которые сидят дома и воевать не собираются.

Конца и края этой войне было не видно, тем более, что Духовное управление мусульман на книги салафитского толка наложило гриф "не рекомендовано". В "черные списки", составленные отделом по рецензированию, попали труды таких известных в мусульманском мире ученых, как аль-Усеймин, аль-Фавзан, Ат-Тамими, Эльмир Кулиев, Шамиль Аляутдинов, аль-Албани, аль-Кардави. Одни из них, по мнению цензоров, содержат "ваххабитские идеи", другие – "канонические ошибки".

Большинство забракованных книг были выпущены российскими издательствами на русском языке, начиная с 90-х годов прошлого века. Они касаются как самой религии, так и многочисленных предписаний мусульманам, от хаджа до похоронных обрядов. Есть среди названий в этом списке и оккультные брошюры, типа "Как оберегать себя от джинов и шайтанов" или "Колдовство, снятие колдовства", "Параллельный Мир или многое, но не все о джинах". В список попал даже "Учебник Арабского языка", составленный радикал-ваххабитом Мухаммадам Багауддином. Он известен как "амир", возглавлявший экстремистские организации Дагестана и занимавшийся боевой подготовкой "повстанческой армии".

В списке было несколько сотен названий, и по количеству запрещенных мусульманских пособий он "переплюнул" даже списки экстремистской литературы, которые составляет Минюст России. Работа цензоров этого отдела, как признала теперь пресс-служба ДУМ, вызывала "многочисленные претензии мусульман". "В связи с этим муфтий республики Ахмад-хаджи Абдулаев принял решение закрыть его", - говорится в заявлении. Со вчерашнего дня, 3-го апреля 2012 года, экспертный отдел не функционирует.

А книги из списка постепенно реабилитируются, ведь зачастую боевики просто извращали их смысл. Депутат Госдумы от Дагестана Ризван Курбанов в недавнем интервью привел в пример учение саудовского шейха Усаймина, слова которого сейчас используются в антитеррористических видеороликах на местном телевидении. "Он утверждает, что человек, убивший, подорвавший сам себя, является самоубийцей и останется в пламени Ада навеки. Потому что ислам запрещает убивать себя, не говоря уже об убийстве других людей… Но и эти общеизвестные заявления радикально настроенные псевдо-идеологи умудряются искажать. Это будет на их совести", - отметил депутат.

А ведь книга Усаймина "Разъяснение Основ веры. Заметки об истинном вероучении" тоже значилась в списке "не рекомендованных" из-за своей "ваххабитской направленности". Так что вполне можно понять критиков, которые считали рецензентов ДУМ некомпетентными людьми.

Ликвидацию цензуры ДУМ можно считать очередным шагом дагестанских мусульман на пути к согласию. Ранее власти создали переговорную площадку, на которой встречаются суфиты и салафиты, объединенные в "Ассоциацию алимов Ахлю-Сунна аль-Джамаа". Представители салафитов входят в состав Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте Дагестана, работают в отделе по взаимодействию с религиозными организациями министерства по национальной политике, заседают в правительственной комиссии по адаптации боевиков к мирной жизни. Салафитов приглашают печататься в суфийских журналах.

Попытки наладить диалог не остались незамеченными. Кавказовед Руслан Курбанов, комментируя ситуацию корреспонденту GTimes, отметил: "Я бы не сказал, что идет откровенное сближение, но в последнее время муфтий Дагестана озвучил очень много позиций, новых подходов, которые помогают уйти от идеологического противостояния".

Однако до полной гармонии между мусульманскими течениями в Дагестане пока далеко. Власти и духовные лидеры рассчитывают, что салафиты открыто выступят с осуждением вооруженной борьбы, ведь все боевики причисляют себя именно к этому течению ислама. А салафиты ждут отмены республиканского закона "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности", принятого в 1999 году после нападения боевиков на воинскую часть в Буйнакске.