Билалов от Каспийского до Черного морей

 Ахмед Билалов с госкорпорацией "Курорты Северного Кавказа" заполучит еще и краснодарскую "Красную поляну", где возводит нынче спортивные объекты "Олимпстрой". Распоряжение создать в Сочи свободную экономическую зону и назначить туда управляющую компанию уже поступило в правительство из канцелярии президента России, и пока единственным претендентом является КСК. Таким образом, дагестанский бизнесмен подомнет под себя весь северный склон Кавказского хребта.

"Сдать" объекты сочинской Олимпиады в Красной поляне в управление "Курортам Северного Кавказа" предложил губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Альтернативы этому он не видит, так как после ликвидации "Олимпстроя" нужно будет поддерживать в рабочем состоянии спортивные сооружения и инфраструктуру, что оценивается примерно в 50 миллиардов рублей, непосильных для регионального бюджета.

И тот же Ткачев с руководством КСК предлагает создать в Красной поляне особую экономическую зону, которая предоставит бизнесу существенные преференции. Краснодарский край в таком случае недополучит налоги. Но сам регион не может воспользоваться льготами в зоне. В прошлом году Госдума приняла поправки в закон об ОЭЗ, после которых создание туристско-рекреационных зон стало возможно только при наличии управляющей компании.

Распоряжения президента до 1 июня подготовить документы по созданию особой зоны на территории Адлерского района Сочи и определению управляющей компании уже поступили в правительство России. Но, кроме "Курортов Северного Кавказа", пока ни одна организация в России не имеет права управлять ОЭЗ туристско-рекреационного типа.

Так что на корпорации, уже охватившей все республики СКФО, и в Красной поляне свет сошелся клином. Председатель совета директоров компании Ахмед Билалов считает такое разрастание своей империи совершенно логичным. "Очевидно, что разрозненные конкурирующие между собой курорты не нужны — все площадки должны развиваться синхронно, по общим правилам, в равных экономических условиях", — заявил он, игнорируя постулат о том, что именно конкуренция является двигателем экономического развития.

Для расширения владений КСК ее гендиректор Александр Невский уже попросил у правительства страны 45 миллиардов рублей на добавочную капитализацию. Как пишут "Ведомости", эти деньги компания потратит на выкуп горнолыжных курортов: "Лаура", "Альпика сервис", "Роза хутор" и "Горная карусель". Правда, нынешние владельцы вложили в них инвестиций на сумму в 3-4 раза превышающую расчеты Невского, и вариант продажи никто вроде бы не рассматривает. Но если партия скажет "надо", то с курортами придется расстаться, тем более пока что они убыточны.

При этом "Горной Каруселью" управляет брат Билалова Магомед, набравший кредитов во Внешэкономбанке. Официально комплекс принадлежит ОАО "Красная Поляна", миноритарным пакетом которого владеют власти, а основным акционером являются структуры, аффилированные с Национальным банком развития бизнеса, контролируемым Ахмедом Билаловым. Так что Невский в письме предлагает госкорпорации под управлением Билалова, по сути дела, национализировать другой его актив, обремененный долгами.

Выведет ли на прибыль олимпийские объекты компания "Курорты Северного Кавказа", большой вопрос. В биографии ее идейного вдохновителя Ахмеда Билалова уже были прецеденты, когда он приобретал активы по заниженным ценам с одной лишь целью – позже продать их с выгодой. Так, в начале 2000-ных годов он купил 26 процентов акций Новороссийского морского пароходства за 15 миллионов долларов, а потом продал пакет акций самому пароходству, находящемуся в госсобственности, уже за 200 миллионов долларов.

Спортивно-туристический комплекс "Горная карусель" Билалов приобрел у бизнесмена Фархада Ахмедова. Тот планировал вложить в объект 463 миллиона евро: построить гостиницы на 4000 мест, 20 подъемников и 70 км горнолыжных трасс. Но после завершения первой очереди стройки на него начали нажимать краснодарские власти, и он по себестоимости продал свой проект Билалову, которого, как писал журнал Forbes, Ахмедов называет "доверенным лицом краснодарского губернатора Александра Ткачева".

Бизнес Билалова в Краснодарском крае действительно процветает. После сделок с новороссийским пароходством предприниматель обзавелся несколькими контрольными пакетами региональных компаний (Независимая энергосбытовая компания, "Краснодартеплоэнерго", Южная газовая компания, "Сочиводоканал"), гостиницами, а потом и "Горной каруселью".

Втиснуться в Олимпийский проект бизнесмену помог все тот же Ткачев, познакомивший его с президентом Олимпийского комитета России Леонидом Тягачевым. В 2010 году Ахмед Билалов был назначен вице-президентом ОКР. А в прошлом году стал сенатором от Кубани. Вся его жизнь – сплошное доказательство того, что самые большие капиталы в России наживаются перепродажей, а самые большие перспективы открывают личные знакомства с высокопоставленными чиновниками.

На краснодарских курортах олимпийской стройки Билалов, согласно легенде, и представил президенту Дмитрию Медведеву проект северо-кавказского туристического кластера. Изначально в него вошли пять районов - Лагонаки в Адыгее, Архыз, Эльбрус-Безенги, Мамисон и Матлас в Хунзахском районе Дагестана, откуда родом и сам Ахмед Гаджиевич. Государство обещалось вложить через управляющую кластером компанию "Курорты Северного Кавказа" около 2 миллиардов долларов. Позже к проекту присоединили Каспийское побережье Дагестана и курортную зону в Ингушетии. Однако дополнительного финансирования из бюджета, как утверждают в КСК, это не потребует. Расчет – на частный капитал.

Теперь "Курорты Северного Кавказа" простерли свои объятия и до Красной поляны в Сочи, а Ахмед Билалов, соответственно, получает контроль над лучшими местечками всего северного склона Кавказа.