Российский бизнесмен Константин Родионов был арестован в тбилисском аэропорту. Его "уличили" в пребывании в Абхазии и обвинили в нарушении "Закона об оккупированных территориях". Странно, как об этом узнали грузинские пограничники, поскольку никаких отметок в загранпаспорте у Родионова не было. Россиянин находится в грузинском СИЗО, в освобождении под залог ему отказано. Участь Родионова может в перспективе постигнуть каждого гражданина РФ, который приезжает в Грузию. Об этом с GTimes беседовали адвокаты из России и Грузии.
31 октября 2008 года грузинский парламент принял "Закон об оккупированных территориях". После этого Михаил Саакашвили получил в руки отличное средство давления на Россию. Отныне любой оказавшийся в Грузии россиянин, подозреваемый в нарушении этого закона, может быть в любой момент арестован и заключен в грузинскую тюрьму. От издевательств в этих тюрьмах стонут сами грузины, а что уж будет говорить о гражданах РФ, которых грузинская Фемида приравняла к шпионам, нелегально перешедшим границу со стороны Абхазии и Южной Осетии.
Дело усугубляется тем, что факт нахождения на "оккупированной территории" невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Южная Осетия и Абхазия не отмечают в загранпаспортах приезжих факт прибытия в страну, как это делают другие государства. Этот факт сыграл на руку Саакашвили. В нынешней демократической Грузии достаточно давно практикуются "превентивные" аресты россиян по подозрению в нарушении "Закона об оккупированных территориях".
Начало было положено в 2009 году, когда в Горийском районе Грузии был арестован россиянин Заурбек Хестанов. Его обвинили во въезде в Грузию с территории Южной Осетии. 29 ноября прошлого года там же был арестован гражданин России Генрик Мадосян. В августе прошлого года в том же районе задержали россиянина Анатолия Максименко. В феврале 2012 года в аэропорту Тбилиси был арестован россиянин Константин Родионов. Его обвинили в пересечении границы со стороны Абхазии.
Родионов пытался объяснить, что прилетел на встречу с грузинскими деловыми партнерами. Но полиция ничего не захотела слушать. Родионова препроводили в СИЗО. Судебное слушание его дела запланировано на 2 апреля. Примечательно, что у следствия до сих пор нет веских доказательств пребывания Родионова в Абхазии. Как говорилось, виз и меток в паспорта Абхазия не ставит. Запрашивать Сухум - дело для Грузии бесперспективное и заведомо проигрышное. Впрочем, это не столь и важно. Дело бизнесмена Родионова стало для Грузии важным юридическим прецедентом, а также хорошим способом давления на Россию. Впрочем, Михаил Николаевич никакого велосипеда не изобрел. Эту тактику опробовал с российскими летчиками осенью 2011 года таджикский президент Эмомали Рахмон. Решать свои международные проблемы с помощью шантажа пристало банановым республикам, но это Саакашвили мало волнует.
То, что произошло в тбилисском аэропорту с Константином Родионовым, может случиться с каждым россиянином, который вдруг поедет по своим делам в Грузию. Об этом с GTimes беседовали адвокаты Михаил Иоффе (Россия) и Гела Николаишвили (Грузия).
Михаил Иоффе, адвокат, директор Международного центра правовой помощи "Москва - Россияне":
- В отношении Констатина Родионова можно сказать следующее. МИД РФ отреагировал на дело февраля 2012 года только в конце марта. Но МИД может действовать только тогда, когда он получает официальное подтверждение или уведомление от грузинских властей. Запоздалое заявление российского Министерства иностранных дел связано только с тем, что коллеги из грузинского МИД не имеют прямых дипломатических сношений с нашим МИДом. Российско-грузинские дипломатические дела решаются по сей день окольным путем. Я думаю, это связано только с этим. Что можно сказать о правомочности действий грузинских властей в данной ситуации? Поскольку на сегодняшний день гражданам России для поездки в Грузию не требуется оформление визы, то в данной ситуации дело Констатина Родионова приобретает не уголовный, а административный характер. Следовательно, Родионов должен быть выпущен из-под стражи, оштрафован, и дело закрыто. Но я не исключаю, что прецедент с Константином Родионовым может быть в будущем использован грузинской стороной для достижения определенных договоренностей с российской стороной.
Нет никаких свидетельств в пользу того, что Констатин Родионов был в Абхазии. Проблема Абхазии сейчас актуальна для Грузии, но если ее решать путем ареста российских граждан, то она никогда не решится. Поэтому действия грузинского руководства совершенно неправомерны и юридически никак не обоснованы. Гражданин России не виноват в том, что в Абхазии не ставят соответствующих отметок в паспорт при пересечении границы. Арест и дело Константина Родионова выглядит как месть грузинского руководства России и российским гражданам за то, что те посещают по своим делам Абхазию или Южную Осетию. Такая месть не является правовым решением проблемы.
Гела Николаишвили, адвокат, правозащитник:
- Я встречался с адвокатом Константина Родионова. По поводу его возможного посещения Абхазии могут сказать следующее. Наверняка в его деле есть материалы, доказывающие факт пересечения границы. Но даже формально по грузинским законам не могли его просто так арестовать в аэропорту. В грузинском правовом поле сейчас творится беспредел, согласен. Но даже в условиях этого беспредела в уголовном деле должен находиться хоть какой-то документ, доказывающий, что Родионов когда-либо действительно посещал Абхазию. Без таких доказательств это дело не будет рассматривать даже такой несправедливый суд, как нынешний грузинский. То, что отказываются выпускать под залог - это для Грузии нормально. Если прокуратура в этом напрямую не заинтересована, в 99 % случаев под залог никого не выпускают. Естественно, что подобные прецеденты с российскими гражданами в будущем будут повторяться. В Грузии действует "Закон об оккупированных территориях", и в этом законе прямо говорится об уголовной ответственности за посещение Абхазии и Южной Осетии без ведома грузинских властей. Несмотря на то что президент Саакашвили объявил безвизовый режим с Россией, действие этого закона не отменяется. С точки зрения грузинского правосудия арест человека, которого подозревают в посещении "оккупированной территории", оправдан. Такое может случиться с любым россиянином, который прибудет в Грузию со стороны Абхазии или Южной Осетии.