Сегодня утром было совершено шестое по счету покушение на президента Абхазии Александра Анкваба. На этот раз не обошлось без жертв: от полученных ранений скончались двое охранников президента. Поговаривают, что нападение было спектаклем,организованным в политических интересах. Но очевидцы утверждают: целью преступников было убийство главы республики. В Абхазии введен план "Перехват", возбуждены сразу три уголовных дела. Будут ли они раскрыты?
Анкваб пережил шестое по счету покушение: он кажется неуязвимым. На этот раз президента Абхазии спасли охранники, двое из которых поплатились жизнью. Один из них, Ремзик Цугба, скончался от полученных ранений на месте. Второй, Тенгиз Пандария, умер в больнице. У Цугба осталось двое маленьких детей.
Скоро на дороге между Сухумом и Гудаутой не останется участков, где бы по Анквабу не стреляли. На протяжении семи лет он каждое утро ездит на работу из Гудауты, где живет в доме у родственников. Несмотря на свой высокий статус, президент Абхазии не поселился в резиденции в сухумском районе Айтар, где есть соответствующая охрана. Подрывали Анкваба и на дороге, перед въездом в столицу, и в Гудауте, на выезде из города, даже стреляли по дому из гранатомета. Теперь посередине пути положили фугасы. Один джип из сопровождения полностью сгорел.
В этой мрачной истории много темных пятен. Но самое ужасное, что в этот раз Анкваба действительно хотели убить. Все прошлые покушения напоминали акт устрашения. Сейчас же, по словам очевидцев, организаторы хорошо подготовились к нападению. Абхазский журналист и ветеран войны с Грузией Роин Агрба рассказал GTimes об известных ему подробностях этого делас позиции человека, имеющего военный опыт. "Нападавших было шесть-восемь человек. Несомненно, нападение было хорошо организовано. По всему ясно, что ставилась цель убить Анкваба. Они все правильно организовали, расставили фугасы, потом начался обстрел. По сути, там был настоящий бой. Единственная их ошибка - они для основного удара выбрали машину, в которой президента не было. Анкваб - находка для террориста. Он минута в минуту едет на работу, его маршрут и местоположение установить проще простого. Единственная мера предосторожности заключается в том, что он часто меняет машину, в которой находится сам. Вероятно, это его и спасло", - сказал Роин Агрба.
Александр Анкваб: президент под прицелом
Все эти детали обезоруживают логику скептиков, считающих, что покушение было спектаклем, поставленным в политических целях. Один из наших собеседников, который предпочел не называть своего имени, изложил такую точку зрения. "Я считаю, что это вполне может быть спектаклем. Таким циничным, мелодраматичным и хорошо продуманным спектаклем, в результате которого противникам не останется ничего другого, как заткнуться, а сторонники получат хорошие козыри. Под это дело можно набрать очки, разогнать старое МВД, а новому дать хорошие деньги. Под это дело можно убедить проголосовать за нужных людей. Провести жесткие репрессии", - говорит наш собеседник. Возможно, такая интерпретация имела бы право на жизнь при оценке предыдущих покушений на Анкваба, когда он был премьер-министром, а нападения организовывались совсем уж бездарно.
Правоохранительные органы возбудили уголовные дела по трем статьям. Но результаты расследований предыдущих покушений неутешительны. Ни одно из них не раскрыто, нет даже намеков на информацию об исполнителях и организаторах.
Сейчас все теряются в догадках, кто конкретно может стоять за этим делом. Но ни у кого нет сомнений в том, что устранить Анкваба хотели не извне, а изнутри. Попробуем разложить ситуацию по полочкам.
"Матерый мент" Анкваб не воспринимает криминал органически и пришел во власть именно благодаря уверенности общества в том, что ему удастся победить криминалитет и коррупцию. Откладывать эти дела в долгий ящик Анкваб не стал. Сейчас под его руководством проводится, можно сказать, оптимизация правоохранительной системы. Он нанес очень важный удар по бюрократии в городе Гагра, крупнейшем туристическом центре Абхазии, где "распиливались" самые большие в республике деньги. Многие считают, что президент предпринимает попытку расчистить авгиевы конюшни местной коррупции.
С 2004 года финансовые возможности Абхазии значительно выросли. Особенно неплохо дела складывались после признания в 2008-ом, когда начали поступать и очень обильные финансовые транши из России. Экономическая политика властей перестала быть прозрачной, многие важные проекты получили под свой контроль люди, связанные с ключевыми чиновниками президентской администрации, с тогдашним президентом Сергеем Багапшем в первую очередь. У Багапша была своя политика в этом вопросе. Постоянно находясь в поисках компромисса и желая предотвратить возможные политические кризисы, Багапш делил ресурсы таким образом, чтобы как можно больше влиятельных и в политическом смысле людей имели свой "кусок хлеба". Эта политика его и подвела, но сейчас не о том. При Багапше даже криминальные круги в целом были "при делах", причем абсолютно легальных.
Александр Анкваб занимал при прежнем президенте не последнюю в иерархии должность главы правительства. Но властная система в стране устроена таким образом, что все решения по ключевым вопросам способен принимать только президент. Так оно и было. Поэтому частые обвинения нынешних оппонентов Анкваба в том, что он сам работал при той власти, при которой в стране расцвела коррупция, чистой воды популизм. Все хорошо знают, у кого в руках находились рычаги управления. Хотя это не отменяет вопроса к президенту о том, почему он немало лет провел в той системе властной вертикали, против которой теперь усиленно борется.
Можно сказать, что на сегодняшний день Анкваб развалил существовавшую ранее систему. Он избавился от бывшего президентского окружения, от нескольких одиозных глав региональных администраций и избрал себе в качестве верного спутника генеральную прокуратуру, получившую огромную свободу действий. На публичном поле его тактика не особенно заметна. Он - сторонник тихой игры. За исключением нескольких публичных разносов, ничего особо острого при Анквабе не происходило. Однако теперь понятно, какие страсти кипят на самом деле.
Сейчас можно утонуть в догадках насчет того, где именно столкнулись интересы власти и преступников. Сфер может быть много, от чисто криминальных, как, например, уничтожение плантаций конопли, до поставок инертных материалов на олимпийские стройки в Сочи. Все эти экономические "проекты" готовились и осуществлялись "под ковром", и в стране начал появляться не мелкий криминал, а самые настоящие мафиозные группировки.
В Сухуме и Гудауте проходят митинги в поддержку президента. Сейчас общество ему доверяет, как никогда. "Возмущен до глубины души. Мы президента выбираем, а какая-то сволочь хочет его взять и застрелить. Эта сволочь плевать на всех нас хотела, и вообразила, что может распоряжаться нашим выбором, как хочет. А вообще, противно. Так нельзя. Абхазских президентов можно хвалить, можно ругать, можно критиковать, но, черт подери, нельзя стрелять. Тоже мне, Освальды и Буты нашлись", - пишет у себя в Facebook абхазский журналист Ахра Смыр.
Несмотря на утреннее покушение, президент сейчас на своем рабочем месте: у него обычный рабочий день. Посмотрим, что он предпримет. Все сходятся в одном: пора начинать серьезную операцию по борьбе с криминалом и одевать наручники на не всегда безызвестных уголовников.