Кольцо экономической блокады вокруг Ирана продолжает сжиматься. Как только против страны были введены международные санкции, зарубежные банки стали замораживать иранские счета. Соединенные Штаты, Израиль и Евросоюз активно выбивают Исламскую Республику из зоны доллара и евро. Цель очевидна - парализовать иранскую экономику и излечить режим аятолл от непокорности Западу. Но Тегеран сдаваться не собирается. Он ищет обходные пути для своей экономики. И один из наиболее важных путей проходит через Россию.
Экономические санкции против Ирана выбивают Исламскую Республику из обжитой евро-долларовой зоны. Еще в январе банки ЕС начали замораживать иранские валютные счета и прекратили финансировать поставки продуктов в ИРИ. Тегеран больше не может рассчитываться на мировом рынке в евро и долларах. Кольцо экономической блокады вокруг Ирана начало сжиматься. Цель этой блокады точно такая же, как у ленинградской - парализовать экономику, вызвать в стране коллапс и голод, и вынудить непокорных аятолл сдаться на милость победителя.
Об этом говорил в недавней беседе с корреспондентом GTimes иранский посол в России Махмуд Реза Саджади. Дипломат добавил, что говорить о голоде в Иране не только преждевременно, но и несерьезно. «Когда я об этом читал, то смеялся. Сейчас в Иране действительно повысились цены на продукты. Но это связано с потребительским ажиотажем в канун Навруза». Господин Саджади также признал, что санкции действительно вызвали трудности у иранской экономики. На этот случай власти ИРИ предусмотрели ряд обходных экономических путей через страны, не связанные санкциями против Ирана. Один из самых важных путей пройдет через Россию.
Россия интересна Ирану как экспортер зерна. Урожай лета 2011 года позволил РФ снять экспортный мораторий, введенный из-за катастрофической засухи 2010 года. Летом 2011 урожай зерновых составил около 93 миллионов тонн, и у России появилась возможность экспортировать зерно. В списке потребителей самое важное место может занять Иран.
Сейчас основной поток российских зерновых ориентирован на страны Северной Африки, прежде всего - на Египет. Пертурбации «арабской весны» заставляют задуматься о прокладывании новых маршрутов. Исламская Республика Иран, сосед РФ по Каспийскому региону, не только готова покупать у России зерно, но и согласна вложиться в модернизацию торговых терминалов российского Каспия. Иранцы готовы вложиться в развитие Астраханской области, в частности - в строительство зернового терминала «Оля». Этот терминал позволил бы порту Астрахани перерабатывать миллионы тонн зерна и направлять это зерно в северные провинции Ирана. Тегеран в январе заявил, что очень заинтересован в «Оле», потому что иранская провинция Хузестан рассчитывает с помощью астраханского порта выйти на российские рынки.
Стоит сказать, что иранский бизнес сейчас довольно успешно ведет свои дела в Астраханской области. Например, иранская компания «Hasar Shipping Lines» не так давно стала совладельцем одного из портовых участков Астрахани. В общем, иранцы связывают с Астраханью большие надежды, и имя одной из них - «Оля». Но, к сожалению, этот зерновой терминал будет запущен не раньше 2014 года.
Дагестанские порты для Ирана малопривлекательны из-за нестабильной обстановки на Северном Кавказе. Выполнение зерновой задачи Россия возложила на морские терминалы Кубани. Конкретно - на построенный в апреле 2011 года терминал в Туапсе и не столь давно модернизированный терминал Новороссийска. По мнению финансовых аналитиков, мощности этих терминалов могли бы покрыть часть перевалки российского зерна в Иран.
Расплачиваться с Россией ИРИ будет в рублях. «Отключение» Ирана от доллара и евро заставили Исламскую Республику прибегнуть к определенным ухищрениям. Например, в начале февраля Иран согласился заплатить за импортную пшеницу нефтью и золотом из резервного фонда. Примерно в это же время Индия, давний партнер Ирана, заявила, что вполне готова платить за иранскую нефть индийскими рупиями. Та же схема может заработать и в иранских отношениях с Китаем. В КНР ежегодно уходит пятая часть нефти, добытой в Исламской Республике Иран.
Одним из самых важных союзников и партнеров Ирана в регионе остается Россия. О перспективах сотрудничества РФ и Ирана в период «валютной блокады» GTimes рассказал Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры России.
«Исламской республике стало сложно осуществлять транзакции в евро и долларах. У берегов Ирана сейчас стоит много неразгруженных сухогрузов. Они боятся разгружаться, потому что боятся не получить деньги. Банковские счета, куда Исламская республика депонировала евро и доллары, могут быть заблокированы. Поэтому Иран рассматривает модели перехода на различные валюты, альтернативные евро и доллару США. Исламская Республика успешно перешла на транзакции в иенах в уплату за энергоносители. Точно такое же планируется в отношении зерна. В принципе, существует много механизмов для осуществления этих операций. Это может быть двусторонний валютный фонд. Более вероятно, что будут закупки больших объемов рублей в российских банках. В результате через эти банки будет проходить оплата. Очень вероятно, что это приведет к повышению цен на пшеницу 4-й категории, которая и является в РФ экспортной».
Не сдающийся на милость США Иран хочет спасти свою экономику, поэтому идет на резкие демарши. Как отмечают аналитики, у российских финансовых организаций есть возможность хорошо заработать на этом демарше. Исламская Республика в финансовом плане отличается честностью и открытостью, а главное - вовремя платит по счетам.