Вернется ли президент Грузии в президентскую резиденцию? Георгий Маргвелашвили, который ранее наотрез отказывался работать в здании, построенном Михаилом Саакашвили, теперь начал сдавать позиции. Он уже провел один рабочий день и три встречи в Авлабарской резиденции. И хотя Маргвелашвили говорит, что не намерен перебираться в "нехорошее" здание, эксперты начали сомневаться — а такой ли он принципиальный, каким казался с самого начала?
Маргвелашвили вступил в резиденцию, построенную бывшим президентом Михаилом Саакашвили. Правда, ненадолго, всего на один день, но психологический барьер преодолен. Президент провел в здании Авлабарской резиденции встречу с послами семи стран, которые вручили ему верительные грамоты. Делегация не уместилась в двухкомнатном кабинете Маргвелашвили в здании канцелярии правительства. Поэтому и было решено провести эту встречу в резиденции, которую чуть было не закрыли, но, видимо, не до конца.
А ведь еще недавно Георгий Маргвелашвили был категорически против того, чтобы в здании Авлабарской резиденции работал президент Грузии, и называл его "ненужной роскошью". Обсуждалось несколько версий будущего этого здания — музей, Технологический университет или гостиница. Но в результате резиденция так и осталась резиденцией, хоть и без президента, зато с его аппаратом, сотрудники которого, в отличие от Маргвелашвили, с большим удовольствием поселились в этом здании. Мол, мы обещания не давали, так что не обессудьте.
Сам Маргвелашвили явно старается не светиться в резиденции, которая целиком и полностью ассоциируется с Саакашвили. Как-никак, это президент, который в первый рабочий день пришел на работу пешком, а теперь вроде как попался с сети роскоши и постепенно решил перебраться в здание некогда злейшего политического врага. Одним словом, это типичная ситуация, когда перейдешь — плохо, а не перейдешь — все равно тебя будут критиковать. Видимо, поэтому Маргвелашвили, по образованию философ, выбрал золотую середину.
Однако "красную черту" Георгий Маргвелашвили не переступил. Ни встречу с послами, ни переговоры с представителями НПО, которые состоялись в тот же день, ни беседу с премьер-министром Румынии он не провел в кабинете президента Грузии — кабинете, который на многие годы создавал себе бывший президент Саакашвили. Отгрохав резиденцию, которая, по разным данным, обошлась от 800 миллионов до миллиарда долларов, тот явно не собирался уступать ее другим. Однако Саакашвили проиграл сначала парламентские выборы, ознаменовавшие начало его отстранения от власти, а затем кандидат от саакашвилевского "Национального движения" потерпел поражение и в президентской гонке.
Маргвелашвили объяснил необходимость проведения некоторых встреч в Авлабарской резиденции тем, что в его кабинете недостаточно места, а новая резиденция для президента Грузии, ремонт которой велся в прошлом году, до сих пор не готова. Мнение экспертов на этот свет разделились. Так, эксперт по политическим вопросам Петре Мамрадзе полагает, что Маргвелашвили ни в коем случае не должен работать в резиденции, построенной экс-президентом.
"Лично я выступал с инициативой, и сегодня у меня такое мнение, что хорошо бы было открыть в Авлабарской резиденции музей преступлений режима Саакашвили, — сказал Мамрадзе в интервью GeorgiaTimes. — Как можно работать в здании, которое иностранцы с самого начала окрестили "замком Калигулы"? Ведь он целиком и полностью ассоциируется с годами правления Михаила Саакашвили. Я очень надеюсь, что Маргвелашвили посетил этот дворец временно и не переберется туда на постоянной основе".
"Что касается его нынешнего места работы, то я как бывший руководитель Государственной Канцелярии могу сказать, что в этом здании созданы все условия для нормальной деятельности президента. Там долгое время работал экс-президент Эдуард Шеварднадзе, принимал и гостей, и официальные делегации, и ни у кого не возникало вопросов относительно места его работы. Маргвелашвили ни в коем случае не должен показать населению, что люди приходят к власти ради личного благосостояния, как это сделала, к примеру, секретарь Совбеза Ирина Имерлишвили, которая приобрела новый автомобиль только потому, что в машине бывшего секретаря Совета национальной безопасности, оказывается, был запах сигарет. Такими поступками власть дискредитирует себя", — говорит эксперт.
Что касается судьбы здания авлабарской резиденции, то, по словам Мамрадзе, информация о возможном создании там Технологического университета, музея или гостиницы были лишь разговорами, и конкретного проекта на этот счет не существует.
А вот эксперт Сосо Цискаришвили отмечает, что президент должен работать в президентской резиденции, нравится это кому-то или нет. "Даже с урезанными полномочиями Маргвелашвили — президент Грузии, и надо уважать этот институт, — сказал Цискаришвили в интервью GeorgiaTimes. — Раз правительство до сих пор не отремонтировало ему новую резиденцию, значит, он должен работать на старом месте. Эти встречи он должен проводить в том здании, которое по Конституции является резиденцией президента. А что касается неприятия здания Авлабарской резиденции в связи с длительным пребыванием там Саакашвили, то советую в полушутку "изгнать оттуда злых духов", освятить его заново и дать возможность законному президенту нормально работать".
Насколько далеко зайдет Маргвелашвили в президентских устремлениях, пока сказать сложно. Саакашвили с самого начала президентства тоже летал рейсовым самолетом и брал с собой только одного человека из личной охраны. Позже все это ушло в прошлое. Президент Грузии обзавелся двумя личными самолетами, десятком резиденций по всей Грузии и, что самое главное, неограниченными полномочиями. Последнее Георгию Маргвелашвили явно не светит, но отхватить свой кусок власти он может попытаться.