Новый президент Грузии сегодня поучаствовал в заседании парламента и отчитался о проделанной работе. Выступление Георгия Маргвелашвили началось с оценки событий на Украине, а премьер Георгий Маргвелашвили прямо на сессии парламента принял решение об отправке грузинских военных в Африку. Какие еще вопросы затронул президент Грузии, и почему парламентское меньшинство осталось недовольным?
Выборы в органы местного самоуправления в Грузии назначены на 15 июня. Это основное внутриполитическое послание, которое сегодня озвучил президент Грузии Георгий Маргвелашвили, выступая в парламенте с докладом о ситуации в стране. Тем самым президент официально объявил о начале предвыборной кампании. Маргвелашвили сегодня отчитался о проделанной работе перед парламентом. Впрочем, отчитываться особо было о чем, ведь Георгий Маргвелашвили занял пост президента Грузии всего три месяца назад.
Впервые за десять лет с трибуны парламента Грузии в ранге президента вещал не Михаил Саакашвили, а другой человек. Георгий Маргвелашвили победил на президентских выборах 27 октября прошлого года, что стало символом окончания эпохи Саакашвили. Полномочия нового президента оказались сильно ограничены, но, тем не менее, у него все же остались определенные функции. Это уже не руководство исполнительной властью страны, а определение общих направлений политики государства.
Измененная Конституция, безусловно, отразилась на выступлении Маргвелашвили. Президент в основном говорил об основных направлениях внешней и внутренней политики Грузии. Но началось выступление Маргвелашвили с оценки событий, происходящих на Украине. По словам президента Грузии, украинские власти переступили черту, когда использовало силу против собственного населения, что недопустимо ни для одной власти. Маргвелашвили полагает, что власти Украины не сделали все возможное для того, чтобы не допустить кровопролития в стране. В то же время президент Грузии все еще надеется на то, что в стране удастся добиться политического согласия и прекращения кровопролития.
А вот политические дебаты вокруг выступления Маргвелашвили начались не сразу. Дело в том, что именно сегодня президент Грузии, который также является верховным главнокомандующим, подписал указ об отправке роты грузинских военных в Центральноафриканскую республику для участия в военной миссии Евросоюза. По Конституции парламент должен подтвердить или отклонить это решение в течение 24 часов, поэтому высший законодательный орган после непродолжительного обсуждения поддержал эту инициативу. "За" проголосовали 106 депутатов, "против" — всего один.
Миссия грузинских военных начнется в мае этого года и продлится полгода, об этом депутатам сообщила секретарь Совета национальной безопасности Грузии Ирина Имерлишвили. Это первый случай, когда Грузия примет участие в военной миссии ЕС.
ЦАР оказалась в очередном политическом кризисе в конце 2013 года. В начале декабря в столице республики городе Банги произошли столкновения между боевиками исламистской группировки "Селека" и противостоящими им повстанцами-христианами. По данным ООН, за время конфликта до 1 миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома, погибли более тысячи человек.
Кстати, и это решение парламента не обошлось без политического сарказма. Лидер парламентского меньшинства, бывший спикер парламента Давид Бакрадзе сказал, что в отличие от прежней оппозиции он не собирается обвинять власти в том, что они посылают грузинских ребят на верную смерть и используют своих граждан как пушечное мясо. Бакрадзе отметил, что в отличие от своих политических оппонентов, "Национальное движение" понимает, насколько важно для Грузии участие в подобных миссиях для интеграции в Евросоюз и НАТО.
Оппозиция в лице "Единого национального движения" выразила недовольство тем, что в сегодняшних дебатах не участвовало правительство. А ведь больше всего вопросов и претензий у "Националов" как раз в отношении экономической политики властей. Лидеры ЕНД очень недовольны тем, что министры не присутствовали во время выступления Маргвелашвили, и называют это "неуважением к всенародно избранному президенту". А аргументы по поводу того, что президент сегодня не является главой исполнительной власти, и этим объясняется отсутствие министров, считают совершенно неубедительными.