Дубинки, слезоточивый газ, резиновые пули. Теперь эти средства можно будет применять в грузинских тюрьмах по закону. Соответствующие поправки министерство по исполнению наказаний готовится внести в "кодекс заключенного". В каких случаях будет разрешено применять эти средства?
Утихомирить заключенных в Грузии теперь можно будет самыми разнообразными методами. Это и специальный "успокаивающий" стул или кровать, и резиновая дубинка, и горчичный или слезоточивый газ. Ну, а для особо буйных предусмотрено нелетальное оружие, специальные акустические и светошумовые приспособления, водометы и даже служебные собаки.
Проект поправок в "кодекс заключенного" министерство по исполнению наказаний Грузии уже подготовило и передало на рассмотрение в парламент. Несмотря на суровые нововведения, в ведомстве Созара Субари отмечают, что в целом законодательные изменения улучшают условия жизни заключенных, но более точно регламентируют правила поведения в исправительных учреждениях. Иными словами, кто подчинится закону, тому будет лучше, а кто нет — пусть пеняет на себя.
В законе особо отмечено, что все специальные средства необходимо применять исходя из существующей опасности, то есть действия должны быть пропорциональными. До сих пор в тюрьмах Грузии очень часто нарушался именно принцип адекватного реагирования. Заключенных за малейший проступок избивали, калечили или даже забивали до смерти. Все помнят кадры тюремных пыток, опубликованные незадолго до парламентских выборов 2012 года, которые повергли Грузию в шок.
Однако после прихода во власть "Грузинской мечты" возникла противоположная проблема. Стали поговаривать, что из-за слишком мягкого обращения с заключенными в грузинских тюрьмах снова стали преобладать "воровские правила", и ситуацию стали контролировать криминальные авторитеты и "смотрящие". Чтобы не упустить ситуацию из-под контроля, власти поспешили заявить, что никаких изменений в уголовную статью "за связь с воровским миром" не предполагается. Ранее распространилась информация, что в некоторых тюрьмах Грузии заключенные объявили голодовку с требованием пересмотра их дел. В числе протестующих были и лица, осужденные за связь с ворами в законе. Однако власти категорически отказались вести переговоры с этими лицами.
Читайте по теме: "Воры в законе" разозлили Гарибашвили
По мнению экспертов, в законе должно быть очень четко прописано, в каких случаях сотрудники правоохранительных органов имеют право применять то или иное спецсредство. "Нам говорят, что такие средства применяются во всем мире, — сказал в интервью GeorgiaTimes эксперт по юридическим вопросам, адвокат и правозащитник Гела Николаишвили. — Да, это действительно так. Но в тех странах, которые приводят в пример, очень четко регламентируются ситуации, в которых эти средства применяются. То же самое должно быть и в Грузии".
"Вот, к примеру, водометы, резиновые пули и слезоточивый газ можно применять только в крайних случаях, когда речь идет о массовых беспорядках в тюрьме или ситуации, когда существует угроза для персонала тюрьмы. Или когда возникла опасность массового побега. То же самое можно сказать и о наручниках, применять которые можно лишь в том случае, если по-другому справиться с заключенным невозможно. Если же в законе будут прописаны лишь общие нормы, и тюремный персонал сам будет решать, в каком случае какое средство применять, очень высок риск использования непропорциональной силы", — говорит Николаишвили.
А вот юрист и правозащитник Дмитрий Лордкипанидзе полагает, что никакого улучшение положения заключенных в тюрьмах новые регуляции не вызовут, и они являются очень опасными для заключенных. "Это очень тревожная информация для людей, которые занимаются положением заключенных в тюрьмах, — сказал Лордкипанидзе в интервью GeorgiaTimes. — Эти изменения якобы должны способствовать укреплению дисциплины среди заключенных. Но в этом списке присутствуют такие спецсредства, которые вполне можно причислить к средствам для пыток. Это какой-то успокаивающий стул, успокаивающая кровать, какие-то специальные наручники, горчичный газ и т. д. Поэтому мы задаем вопрос — а для чего все это понадобилось властям? О какой превенции правонарушений идет речь?".
Эксперт напоминает, что речь идет о тюрьмах, где, "несмотря на многочисленные обещания, по-прежнему не существует общественного мониторинга". "Так что тюрьма может снова стать местом для пыток и других действий, ущемляющих достоинство людей. Я полагаю, что подобные инициативы должны контролироваться, и очень надеюсь, что при рассмотрении этого вопроса в парламенте в него внесут соответствующие поправки", — говорит Лордкипанидзе.
По мнению авторов закона, эти поправки должны обеспечить дополнительную безопасность в грузинских тюрьмах. Однако правозащитники отмечают, что в угоду безопасности нельзя жертвовать правами человека. Истина же, скорее всего, находится где-то посередине, но ее до сих пор обнаружить не удается.