Бидзина Иванишвили дал очередную пресс-конференцию — одну из последних перед его приближающимся уходом из политики. Сам грузинский премьер, однако, продолжает успокаивать общественность, уверяя: он не уходит, он только переходит в другой "цикл развития". Что под этим подразумевается — не вполне понятно, но ясно одно: амбиции Иванишвили еще никогда не были столь высоки. В беседе с журналистами он заявил, что посчитает себя оскорбленным, если его кандидат в президенты наберет меньше 60% голосов, и рекомендовал последнему снять свою кандидатуру в случае столь "позорного" провала. Во что же обойдутся Грузии амбиции главы правительства?
Премьер-министр Грузии встретился сегодня с редакторами печатных СМИ и радио. Пресс-конференция вышла в духе Иванишвили — в меру скандальная, не в меру оптимистичная. Главной сенсацией можно назвать заявление премьера о грядущих президентских выборах, которые пройдут в Грузии 27 октября. Иванишвили сообщил журналистам, что если кандидат в президенты от правящей коалиции "Грузинская мечта" Георгий Маргвелашвили не победит в первом туре выборов, ему следует отказаться от участия в следующем туре.
"Если будет второй тур, я посоветовал бы Маргвелашвили не принимать участие в нем. Даже если он получит менее 60% голосов, я посчитаю себя оскорбленным. В этом случае я продолжу свою деятельность с меньшим энтузиазмом и у меня будет меньше чувства обязательства", — сказал глава правительства. Впрочем, при этом он отметил, что "у Маргвелашвили есть свое мнение, и он примет то решение, которое считает нужным".
Что же будет, если Маргвелашвили откажется от участия во втором туре выборов? Иванишвили это прекрасно понимает. "Победит (кандидат бывшей правящей партии "Единое национальное движение" Давид) Бакрадзе, премьер-министром станет (президент Грузии) Михаил Саакашвили", — честно признал он.
Напомним, что, согласно большинству проведенных в Грузии социологических опросов, ни один из кандидатов в президенты не набирает более 50% голосов, что может означать необходимость проведения второго тура, если такое настроение избирателей сохранится и во время выборов. Однако Иванишвили не желает считаться с реальностью: он уверен, что его кандидат придет к финишу с нужным количеством голосов еще во время первого заезда. Маргвелашвили "заслуживает поддержки общества, так как он очень интересная личность", говорит премьер. Но сможет ли эта интересная личность здраво управлять страной?
Иванишвили назвал предстоящие президентские выборы референдумом, который оценит работу правительства коалиции "Грузинская мечта". "Для коалиции, правительства это (выборы) очень важно, так как прошел год с парламентских выборов и, само собой, эти выборы можно считать референдумом оценки работы правительства. Это будет реальная оценка", — сказал он.
Впрочем, сам Иванишвили оценок получать уже не будет — он уже давно сообщил о своем грядущем уходе, который состоится через несколько недель после президентских выборов. Он даже пообещал, что в течение недели после выборов будет названо имя нового главы правительства. Но на самом деле Иванишвили никуда не уходит, он лишь трансформируется.
"Я не ухожу, я перехожу, — философски заметил Иванишвили. — Этот цикл будет более долгосрочным — 20-летним. Я думаю, что у меня есть физические возможности для этого. Я никуда не ухожу, а перехожу в более сложное место и смогу делать больше, чем на посту премьера".
Еще раньше он заявлял, что планирует усилить контроль над правительством страны после ухода из политики. "Конечно, у меня будет влияние после ухода, и большое, — заявил Иванишвили. - Несмотря на то, что я перехожу в гражданский сектор, я пользуюсь большим доверием, и я усилю свой контроль над правительством и буду спрашивать очень строго с властей".
При этом он заверил, что не намерен управлять правительством из-за кулис. "В моем влиянии нет ничего плохого. Я собираюсь делать это из гражданского сектора, а не из-за кулис или из подвала", — сказал премьер. Он пообещал дать своему преемнику максимальную свободу действий, в том числе в вопросе формирования правительства. "Я могу помочь только советом, если он попросит. Мой принцип заключается в том, что каждый руководитель должен управлять", — подчеркнул пока еще глава правительства.
Так что же получит Грузия? Нового "серого кардинала" с марионеточным премьером, или свободного, но недостаточно влиятельного главу правительства? Или же деятельность "Грузинской мечты" тихо канет в Лету после отказа Маргвелашвили участвовать в весьма вероятном втором туре выборов, и все вернется на круги "Единого национального движения"?