Волна звонков с сообщениями о якобы заложенных в зданиях взрывных устройствах захлестнула Грузию в последнюю неделю. Анонимные шутники регулярно "минируют" грузинский парламент и телекомпании "Имеди" и "Рустави-2", срывая работу СМИ и заставляя правоохранителей мчаться на место предполагаемого взрыва. МВД заверяет: телефонных террористов ловят, а наказание за их выходки ужесточат в ближайшем будущем. Однако звонки продолжаются и продолжаются, охватив страну, подобно какому-то диковинному флэш-мобу. Только ли невинное желание схулиганить стоит за этим явлением?
Телефонный терроризм — явление известное, и оно нередко становится развлечением неумных подростков и нетрезвых взрослых, желающих устроить пакость или просто посмотреть, "что будет", если сделать всего лишь один звонок по короткому номеру. Однако то, что происходит в Грузии в последнюю неделю, выходит далеко за рамки банального одиночного хулиганства.
"Первая ласточка" нынешней эпидемии пролетела в конце июля. Тогда 71-летний старик позвонил в Центр оперативного управления неотложной помощи МВД "112" и заявил, что в Кутаиси взорвется здание парламента. Престарелого хулигана быстро обнаружили и завели на него дело по статье 331 УК Грузии (ложное сообщение о терроризме). Такие инциденты, в общем-то, не очень редки, и в данном случае ничто, кроме возраста звонившего, не вызывало удивления.
Однако через пять недель, в начале сентября, парламент вновь "заминировали", и на сей раз звонивший вполне укладывался в стереотип стандартного телефонного хулигана. Сообщение поступило в момент, когда в здании парламента шло пленарное заседание. Оно было прервано. На место немедленно прибыли сотрудники полиции, которые всю ночь искали мнимую бомбу — и опять ничего не нашли. Задержанный — семнадцатилетний молодой человек — тут же признал свою вину. И снова все закончилось вполне мирно. Казалось бы, инцидент был исчерпан…
Но со следующей недели Грузию охватила настоящая эпидемия. Звонки посыпались в МВД градом, саперы и кинологи сбивались с ног, выезжая по ложным вызовам. За минувшую неделю они дважды обыскивали телекомпании "Имеди" и "Рустави", шерстили Тбилисский международный аэропорт и снова парламент.
Во всех случаях вызовы оказались ложными. Во всех случаях телефонных хулиганов вычислили, причем большинство из них оказались несовершеннолетними. Телекомпаниям приходилось вещать из альтернативного здания, журналисты негодовали, полицейские заверяли, что примут все возможные меры… И все продолжалось.
Гендиректор телекомпании "Рустави-2" Ника Гварамия отметил, что ложные звонки о несуществующих взрывных устройствах — это "признак системного преступления". "Я думаю, что это может быть далеко не последним случаем. Хочу обратиться к тем, звонит и кто намерен еще звонить — нет никакого смысла. Телекомпания не боится таких действий и не сменит редакционную политику", — заявил он после очередной эвакуации.
Правоохранители призывают на головы хулиганов кары небесные и законодательные. "Авторы ложных сообщений будут оперативно установлены и наказаны по всей строгости закона. Ложное сообщение о вызове — уголовное преступление и карается лишением свободы до трех лет", — говорится в заявлении МВД, распространенном 16 сентября. Более того, в министерстве грозят ужесточить наказание за подобные шалости. По их плану, ответственность за действия несовершеннолетних будут нести родители и опекуны.
Казалось бы, эти меры выглядят вполне адекватными. Их целесообразность подтверждают и слова одного из юных "бомбистов", который поделился с миром своими мотивами. "Я услышал по "Рустави 2", что кто-то подложил в здание бомбу. Я тоже позвонил и сказал, что в здании "Имеди" заложена бомба. Через несколько часов ко мне домой пришли полицейские и отвели меня в участок", — сказал он после допроса.
Однако масштабы ситуации заставляют задуматься: действительно ли звонящие руководствуются только хулиганскими побуждениями? Происходящее все больше напоминает флэш-моб, когда участники какой-либо группы совершают некие однотипные действия.
Однако у флэш-моба всегда есть организаторы. И их мотивы не всегда совпадают с мотивами участников. Когда за полтора месяца до выборов президента страну начинает лихорадить сообщениями о возможных терактах — существует серьезная вероятность, что это "жжжж", как говорил Винни Пух, неспроста.