Специальная комиссия патриархии Грузии отлучила от церкви троих священнослужителей Маргветсо-Убисской епархии. Патриархия выполнила просьбу местных прихожан, которые обвиняли митрополита Маргветского и Убисского Вахтанга Ахвледиани в нарушении церковных законов. Это первый случай в новейшей истории Грузии, когда священников отстраняют от церковной деятельности по просьбе местного населения.
Демократические принципы и законы действуют не только в политике, но и в церкви. Оказывается, население Грузии может сместить не только губернатора, депутата или даже президента, но и руководителя местной епархии ГПЦ. Скандал, разгоревшийся некоторое время назад в одной из епархий на Западе Грузии, завершился отстранением от должности митрополита Маргветского и Убисского Вахтанга Ахвледиани. Вместе с ним от церкви на неопределенный срок отлучены еще два священнослужителя.
Читайте также: Грузинское духовенство узрело сатану
Решение приняла специальная комиссия, которая была создана в патриархии Грузии после обращения группы лиц, проживающих в этом районе. Местное население обвиняло священников епархии в разглашении исповеди, растрате церковной собственности и прелюбодеянии. Конфликт принял серьезные масштабы, население даже заколотило гвоздями дверь местной церкви, требуя срочной реакции "свыше". Выслушав "все стороны", комиссия патриархии огласила свой вердикт.
В новейшей истории Грузии это первый случай, когда решением патриархии, священнослужителей, пусть и временно, отлучали от церкви. Особенно интересен тот факт, что это решение было принято после коллективной просьбы местных жителей. Видимо, аргументы жителей Убиси и Маргвети были настолько обоснованными, что комиссия грузинской патриархии просто не могла принять другого решения.
В отношении ГПЦ, а точнее некоторых ее служителей, в последнее время и так слышно много претензий. Не успели стихнуть "страсти" по священнику с табуреткой в руке на акции против собрания защитников сексуальных меньшинств, как новая тема - почему служители церкви разъезжают на дорогих джипах, приобретенных за государственный счет? По поводу этого факта даже высказался премьер-министр Бидзина Иванишвили, который сказал, что у ГПЦ важная функция в развитии государства, но государство и церковь не должны напрямую вмешиваться в дела друг друга. Если говорить о прелюбодеянии, в чем обвиняли священников Маргветско-Убисской епархии, то дорогие авто, стоимостью около ста тысяч лари, на которых разъезжают и другие священники, как раз подпадают под эту "статью".
Читайте также: Против разврата - против НАТО?
Если учесть, что рейтинг главы Грузинской Православной церкви Католикоса-Патриарха Илии Второго чрезвычайно высок, то получается, что о "репутации" церкви заботится только один человек. Остальные как будто назло делают все для ее дискредитации.
Отец Георгий - служитель одной из церквей в Горийском районе Грузии, говорит, что сегодня перед ГПЦ стоит несколько проблем. "У нас есть и внешние, и внутренние враги, - говорит Георгий в беседе с GeorgiaTimes. - Конечно, среди внешних можно назвать всякого рода институты и неправительственные организации, которые, с одной стороны, декларируют свободу вероисповедания, а с другой стороны, всячески борются с Православной церковью. Как будто эта "свобода" нашей церкви не касается. Я не исключаю, что за ними стоят определенные политики, поскольку столь высокий рейтинг ГПЦ их не устраивает. Но намного опаснее для церкви внутреннее противостояние, чему способствуют такие священнослужители, для которых дела духовные стали попросту бизнесом и возможностью сколотить капитал. Именно такие церковные деятели ежеминутно говорят о необходимости защиты православия любой ценой, чуть ли не до последней капли крови, что-то наподобие "крестового похода 21-го века". На самом же деле наживаются на этом, и их деятельность ничего общего с церковной деятельностью не имеет. И еще одна проблема. церковь должна стать более открытой, люди должны знать о том, что происходит в нашей церкви. А происходит то, что идет серьезная борьба, которая является отражением политического противостояния, существующего в нашем обществе. В Грузии говорят - крепость можно разрушить только изнутри. Я очень надеюсь, что это высказывание не коснется Грузинской православной церкви", - говорит отец Георгий.
Читайте по теме: Грузией правит Церковь?
Будет ли этот факт "проявления демократизма" со стороны церкви единственным, или последуют другие, сказать сложно. С одной стороны, ГПЦ чрезвычайно закрытая структура, и население имеет мало информации о процессах, происходящих внутри церкви. С другой стороны, служители церкви понимают, что без определенных реформ можно очень отстать от времени и потом уже никогда не догнать поезд истории.
Михаил Вардзелашвили