Парламент Грузии на заседании 1 мая преодолел вето президента, которое он наложил на поправки в закон "Об общих судах", касающиеся правил комплектации Высшего совета юстиции.
Для преодоления президентского вето необходимы были голоса 60% состава парламента, т. е. минимум 89 голосов. Документ поддержал 91 депутат, против выступили 26, при общем числе депутатов 147 (еще три места вакантны до оглашения результатов промежуточных парламентских выборов). Депутаты встретили итоги голосования овациями. Ранее в правящей коалиции "Грузинская мечта" — оппозиционной по отношению к президенту — выражали уверенность в том, что вето будет преодолено.
Законопроект о реформировании судебной системы был принят парламентом в начале апреля, президент Грузии Михаил Саакашвили затем вернул его депутатам со своими замечаниями. Теперь повторно утвержденный документ будет вновь направлен на подпись президенту. Если он все равно откажется утвердить законопроект, за него это сможет сделать председатель парламента (представитель "Грузинской мечты" Давид Усупашвили).
Проект, вызвавший возражения президента, меняет правила формирования Высшего совета юстиции — органа, который назначает и увольняет судей, а также подвергает их дисциплинарному преследованию.
По действующему законодательству, ВСЮ состоит из 15 членов, его возглавляет председатель Верховного суда Грузии. Остальные члены совета, за исключением председателя, избираются на четырехлетний срок. При этом двоих назначает президент, еще четверо назначаются из числа депутатов парламента. Остальные восемь человек избираются Конференцией судей.
По новым правилам назначенцев президента и депутатов в ВСЮ больше не будет: эти шестеро членов совета будут избираться тайным голосованием парламента из числа кандидатов, которых представят академические круги юристов, неправительственные организации, имеющие опыт в судебном делопроизводстве, и Ассоциация адвокатов Грузии. При этом один из членов совета юстиции должен быть адвокатом. Остальные восемь, как и прежде, будут избираться Конференцией судей, пишет Лента.ру.
Поправки также предполагают изменение порядка голосования. Если раньше кандидатуры представлял председатель Верховного суда, то сейчас они сами смогут выдвинуть свою кандидатуру, и голосование Конференции судей будет тайным.
Что касается избираемых парламентом Грузией остальных членов совета, они будут избираться 2/3 голосов. Если не хватит голосов, состоится второй тур голосования, в котором будет достаточно простое большинство.
Минимум два члена Высшего совета юстиции будут избираться конституционным большинством (2/3 голосов). Если они не будут избраны, то места останутся вакантными до тех пор, пока не появятся такие кандидатуры, которые будут приемлемы для всех депутатов.
После вступления законопроекта в силу большинство членов ВСЮ будут уволены, совет будет сформирован заново. Свои места в Высшем совете юстиции сохранят председатель Верховного суда, возглавляющий совет, и один из 14 членов совета, который будет удовлетворять всем требованиям закона.
Саакашвили и его окружение выступали против этого. Он заявил, что парламентарии, принимая поправки в закон "Об общих судах", проигнорировали рекомендации Венецианской комиссии. Позже председатель Верховного суда Константин Кублашвили отметил, что рекомендации Венецианской комиссии были учтены частично, передает агентство "Новости-Грузия".
Отметим, что по итогам прошлогодних парламентских выборов, завершившихся приходом "Грузинской мечты" к власти, она получила в парламенте 85 мест из 150. Простое большинство голосов было достаточным для принятия законов и утверждения нового правительства, но для преодоления президентского вето этого не хватало. Однако за полгода, прошедшие после выборов, фракцию сторонников президента (избранных в парламент от его партии "Единое национальное движение") покинули более десяти депутатов, они обеспечили новой власти дополнительные голоса.
Напомним, что после прихода к власти "Грузинской мечты" на некоторых сторонников президента были заведены уголовные дела. При этом представители новой власти неоднократно выражали недовольство позицией судей, назначенных на должности при прежнем руководстве страны (например, тем, что тбилисский суд отказался ограничивать свободу мэра города Гиги Угулавы — сторонника президента, которого новая власть заподозрила в коррупции).