Территория Терджола: опасно для жизни!

Заброшенный завод на грани разрушения - нередкое зрелище на территории Грузии. Малые и большие промышленные предприятия, разбросанные по всей стране, прекратили свою деятельность после развала СССР. Оставшиеся бесхозными заводы разбазарили бывшие работники, кое-что перепало и местным жителям. Унесли всё, что можно было унести, в основном на металлолом. Но кое-что осталось нетронутым. Так, к примеру, тару из под ядохимикатов унесли, а сам яд оставили.

В одном из регионов Грузии - Имеретии, в районе Терджола, в бывшем здании механического завода стоит запах горького миндаля. Здесь, без всякой тары, унесённой Бог весть когда, рассыпан цианид. Ровно год назад местная пресса сообщала об опасном складе и предупреждала о грядущей экологической катастрофе. Однако проблема не нашла своего разрешения.

Данный ядохимикат использовался в производстве для повышения поверхностной твердости и износостойкости кроватных спинок. Производство прекращено более 10 лет тому назад. Несмотря на неоднократную просьбу защитников окружающей среды, бывшего руководства завода и местного самоуправления, опасные остатки не вывезены с территории предприятия. По словам руководителя производства, порошок просрочен и не представляет опасности, однако экологи иного мнения. Они считают, что цианид опасен в любом случае.

Из-за отсутствия забора на территорию заводского двора можно попасть без всяких препятствий. А находящийся там ядохимикат невозможно обнаружить сразу. Его "скрывают" полуразрушенные склады завода.

Бывший руководитель завода утверждает, что опасный химикат хранился в бочках, которые бесследно исчезли, а содержимое их рассыпалось.

Мы рискнули войти в двухэтажное здание без окон и крыши. Нашими проводниками стали местные жители, которым, видимо, не раз приходилось проникать сюда. В одной из комнат был рассыпан желтовато-белый порошок со специфическим запахом, также валялись куски бочек с надписями на русском языке. Потёртую надпись трудно было различить, однако удалось разглядеть несколько букв. Домыслив остальные, мы получили зловещее слово "Ядохимикат". На одном из обломков бочек сохранилась вполне разборчивая надпись, которая гласила, что порошок должен храниться в сухом месте. Как нам объяснили, на деревянных бочках в своё время был предохранительный металлический слой, который сняли в первую очередь, унеся на металлолом.

"Мы максимально стараемся не пускать сюда детей и скот, - говорит житель Терджолы Тенгиз Чантуридзе. - Говорят, что он уже не опасен, просрочен. Но яд есть яд, и мы все же остерегаемся. Если это так безопасно, пусть министерство унесет его отсюда. У нас одна жизнь", - выражает свои опасения житель Терджолы.

За отсутствием крыши в дождливую погоду здание промокает насквозь, и не исключено, что цианид когда-нибудь просочится в землю. А из почвы он попадёт в ближайшую реку Квирила. Затем неминуемо окажется в Черном море. Приблизительно в 20 метрах от завода расположена деревня. В случае отравления почвы опасность грозит как жителям деревни, так и находящимся там животным, тем более что для скота попасть на территорию завода не составляет труда.

Вопрос удаления особо опасных остатков неоднократно поднимался бывшим руководителем регионального центра министерства защиты окружающей среды Темуром Кепуладзе. Однако два года назад данная служба была упразднена, поэтому точной информации об этом вопросе нет. Даже сам Кепуладзе сегодня мало что может рассказать.

"Этот завод - собственность министерства экономики. Соответствующие заявления были посланы в министерство защиты окружающей среды и экономики. Не только сейчас, но и 5 лет тому назад. Вещество может попасть в почву в дождливую погоду, что крайне опасно. Было несколько бочек, рассматривался вариант их утилизации, однако все упиралось в финансирование. Отнекивались, говоря, что их транспортировка сопряжена с трудностями. До самого момента ликвидации нашей службы нами посылались заявления в разные специальные службы", - говорит Темур Кепуладзе.

Интресны заявления пресс-службы министерства экономики. "Причина того, что не удалены остатки, кроется в финансовой проблеме. Завод находится на балансе министерства экономики. С целью решения этого вопроса работают одновременно два ведомства - министерство защиты окружающей среды и министерство экономики. Все это сопряжено с большими денежными суммами. План составлен, оба министерства работают над привлечением средств для вложения в этот проект", - заявили нам в пресс-службе министерства.

"В связи с нарушениями техники безопасности, связанной с механическим заводом, конечно, там должны быть хотя бы указатели, предупреждающие об опасности, чтоб не могли входить местные жители, особенно дети, - говорит председатель группы поддержки "Гринпис" Лаша Чхартишвили. - До сих пор необходимо было произвести удаление остатков ядохимиката и обезвредить их. К сожалению, этого не произошло, хотя это и не удивительно, так как для прежнего правительства жизнь человека и состояние окружающей среды не были в приоритете. Надеюсь, что подобная политика не будет продолжаться, и для "Грузинской мечты" защита окружающей среды станет региональным приоритетом, а их заявления не останутся только на уровне деклараций в предвыборной программе".

Нато Велиа