Если в советский период В Грузии существовало 5 управлений рыболовства и ежегодно вылавливалось 125-130 тысяч тонн рыбы, то сегодня, по данным исследований профессоров Института имени Ильи Чавчавадзе, самый большой улов рыбы составляет 40 тысяч тонн. Позволяет ли эта статистика утверждать, что рыба в грузинских реках на грани вымирания, а рыбная отрасль не развивается?
Рыболовство в Грузии сегодня рассматривается как отрасль, о которой можно говорить только в прошедшем времени. Свежих статистических данных о ситуации в этой отрасли практически нет. Специалисты бьют тревогу: рыболовство в Грузии вымерло, и виной тому - прежнее правительство.
Конкретную, сколько-нибудь полезную информацию, разъясняющую ситуацию вокруг рыболовства, в Национальной статистической службе получить не удалось. Там этим, судя по всему, давно никто не занимается. Кое-какие данные сохранились за период до 2003-го года, после же "рыбная" статистика канула в Лету.
Читайте по теме: Грузины на безрыбье
В результате исследования, проведенного профессорами Института имени Ильи Чавчавадзе, в 2009-2010 годах в Грузии самый большой улов рыбы составил 40000 тон, тогда как при советской власти годовой улов достигал 125000 тон.
На всю Грузию приходится всего 7 организаций, имеющих долгосрочные лицензии на занятие рыболовством. Прибыль от улова одной тонны хамсы - самой распространённой местной рыбы - составляет 25 лари. В 2012-2013 годах в совокупности предполагаемый улов хамсы должен составить 60000 тонн.
Председатель "Ассоциации флоры и фауны" Арчил Гучманидзе считает одной из главных проблем рыболовства квоту, то есть максимально допустимое количество улова рыбы. "Проблема в том, что квоту составляют сами обладатели лицензии, что недопустимо, - рассказал он в интервью GeorgiaTimes. - Именно производителю, имеющему коммерческий интерес в отношении ресурса, поручено освоение квоты данного ресурса. Лицензиаты же нанимают людей с сомнительной репутацией, и группы, не имеющие ни лабораторий, ни достаточной квалификации, занимаются этим", - говорит Арчил Гучманидзе. Он заявляет, что такое положение не изменится до 2016 года, ровно до того момента, когда истекает срок действующих лицензий. А такие условия продажи лицензий господин Гучманидзе считает преступлением, которое повлекло за собой постепенное уничтожение рыболовства. "Это решение было принято бывшим министром энергетики. Несчастье в том, что ловля рыбы разрешена в 300 метрах от берега, что недопустимо, так как это зона прибоя", - разъяснил нам председатель "Ассоциации флоры и фауны".
С одной стороны, государство освободило рыболовов от лицензий, а с другой - разрешило улов в непригодной зоне. "Например, в Уреки и Григолети вода в 300 метрах от берега доходит лишь до колена. Такая же ситуация в Сарпи. Вообще, экспозиция волн, дно и профиль рельефа в наших условиях не дают возможности рыбного улова в этих зонах, так как до такого расстояния рыба почти не доплывает", - говорит Гучманидзе.
Так что это, если не планомерное уничтожение рыболовства? Складывается ощущение, что приоритетным моментом для правительства была лишь продажа лицензий, от которой они получили 8 миллионов лари. А дальше - пропади всё пропадом. Сегодня в Грузии почти отсутствует консервное производство. Разом уничтожили многовековую отрасль.
Сейчас появилась надежда, что возобновятся исследования в области рыболовства, и в этом направлении будет разработано новое законодательство. "Мы надеемся, что в нашей стране законодательно, раз и навсегда решится вопрос рыболовства, что принесет пользу людям и природе", - подытожил Арчил Гучманидзе.
Позиция зоотехника Эмира Гогорелиано почти такая же. "У нас нет статистических данных о рыболовстве, так как вопрос учёта приостановлен. Нет информации, в чьих они руках и кто владеет участками водных фондов", - говорит зоотехник.
"Пока не будет упорядочен этот вопрос, отрасль не продвинется ни на шаг, её развитие всегда будет задерживаться. Например, половина Джандарского озера расположена на стороне Азербайджана. По информации грузинской стороны, азербайджанцы относятся безответственно к вопросу размножения рыбы. Их заботит лишь улов. Понятное дело, что с таким подходом проблема не разрешится никогда", - заявляет Гогорелиани.
А при правильном подходе к вопросам рыболовства всё могло бы быть по-другому. В Грузии хорошо ловился белый и пёстрый толстолобик, сазан, белый амур и сом. Что касается хамсы, то она "предпочитает" морскую территорию Абхазии и Поти.
Что касается частного разведения рыбы, например форели, наблюдается некоторое развитие в этом направлении. Министерство даже выдает долгосрочные займы на эти цели.
С нами беседует частный предприниматель Лали Барнова. "Моя семья на личные сбережения построила водоем для разведения форели на принадлежащем семье участке, который находится недалеко от Тбилиси. Водоем небольшой, но думаем взять заем у государства и расширить его. Производим икру, сами выносим на продажу, на доход не жалуемся. Не ленимся, я даже могу сказать, что нам нравится уход за рыбой. Так что будущее нам видится в радужном свете", - говорит Лали Барнова.
Нато Велиа