В Министерстве обороны Грузии обсуждается вопрос о возможном отделении от него Исследовательско-технического центра "Дельта". Дельта специализируется на разработке и производстве военной техники. Не прошло и года после презентации на военном полигоне Вазиани последнего детища "Дельты" - нового грузинского бронетранспортера "Лазика". Сам президент страны присутствовал на демонстрации технико-тактических показателей новой машины и принимал участие в испытаниях "Лазики". Его заявления того периода были полны громкой патетики.
"Мы выпустили бронетраспортер, производим автомашины, другую технику. Практически с нуля в очень короткие сроки мы наладили их производство, чтобы помочь нашим Вооруженным силам местными ресурсами. Естественно, мы продолжаем работать и с нашими партнерами, чтобы раз и навсегда положить конец попыткам наших врагов изолировать Грузию, в том числе в этой сфере", - заявил тогда Саакашвили.
Что изменит в ориентации исследовательского технического центра его отделение от министерства обороны? Означает ли это, что новое правительство Грузии не видит необходимости в военном оснащении страны, и удаление "Дельты" от ведомства на самом деле значит прекращение его деятельности?
Вчера Михаил Саакашвили, находясь в Гори, на встрече с преподавателями в Академии национальной обороны Грузии сделал заявление о том, что крайне обеспокоен возможным отделением "Дельты" от Министерства.
"Я знаю, что в Министерстве обороны Грузии идет большая дискуссия о том, быть или не быть "Дельте" при министерстве. Хочу сказать руководству Минобороны и правительству в целом, что будет большой ошибкой, если Грузия откажется от производства военной техники. Если центр "Дельта" будет отделен от министерства обороны, он станет таким же разграбленным, каким был и раньше. Мы начали строить его с нуля", - заявил президент Грузии.
Что стоит за этими словами президента? Реальная обеспокоенность? Или в действительности это просто ещё одна обида на новое правительство и его самостоятельное решение? Кем и почему должен быть разграблен Исследовательский центр? И почему выход из под контроля министерства обороны должен непременно означать прекращение деятельности центра?
В настоящее время на оборонном предприятии "Дельта" производятся грузинские боевые машины "Лазика" и бронетранспортеры "Дидгори". Президент Грузии заявляет, что уже есть заинтересованность к грузинской продукции из-за рубежа, в частности Азербайджана и Кореи, имея ввиду, возможно, Южную Корею, а "это означает возможность пополнения бюджета страны", - считает Саакашвили. Сегодня это выглядит наивной идеей фикс. Выпущено всего несколько единиц боевых машин. Они ещё даже не испытаны в действии. Говорить о прибыли в таких условиях более, чем преждевременно. Мы побеседовали на эту тему с главным редактором Военно-аналитического журнала "Арсенали" Ираклием Аладашвили.
- Речь о прибыли от продажи боевой техники может идти в условиях массового налаженного производства. Да, "Дельта" выпустила несколько единиц "Лазики" и "Дидгори", но существуют такие показатели, как эффективность и цена. Насколько будет выгодно производить такого рода броневики и продавать их? Всё это должно быть рассчитано до точности. Эти машины на сегодняшний день ещё даже толком не испытаны. И потом, на этом рынке действует жёсткая конкуренция. И последнее, самое главное. Бронетранспортёры "Дидгори" создаются на базе мощных пикапов производства компании Ford. Легко ли будет согласовать с ними продажу этих машин, пусть даже со сделанными в Грузии корпусами?
- Какие изменения, на Ваш взгляд, произойдут в деятельности "Дельты" после ее отделения от Министерства обороны?
- Дело же не в том, в каком именно ведомстве будет находиться этот центр. Он может функционировать под чьим угодно начальством и даже существовать самостоятельно и независимо. И называться при этом может как угодно. Дело в другом. Какую помощь и поддержку будет оказывать государство этому центру? У нас есть высококвалифицированные инженеры - специалисты по военной и военно-гражданской технике. И основа для создания боевой техники положена. Потенциал есть, главное желание продолжать начатое производство.
- То есть Вы считаете, что новое правительство должно продолжать производство и закупку военной техники, то есть оснащать ВС вооружением и военной техникой?
- Конечно. В целях безопасности это делает любое государство. Да хотя бы просто для демонстрации силы, мощи и потенциала. При Саакашвили это было всего ишь одним из методов пиара, не более того.
- Ещё один вопрос по поводу другого интересного замечания Михаила Саакашвили. Он утверждает, что новое правительство собирается расторгнуть контракты прошлых лет по закупкам Грузией вооружения, в частности вертолетов от Франции. Он считает, что это незначительные деньги для бюджета страны. Расторжение контракта для высокогорной Грузии будет означать, что стране придётся закупать старые российские вертолёты, а это сделает Грузию вновь зависимой от России. Так ли это?
- Во-первых, эти относительно дешёвые российские вертолёты закупает весь мир. Оно вполне пригодны для транспортировки людей. Михаил Саакашвили имел ввиду так называемые VIP- вертолёты. У них определённое назначение, и они служат перевозке высоких лиц. А зависимость наступает тогда, когда делаешь закупки только у одной страны и у одного производителя. Если иметь контракты по закупке с разными странами, да хотя бы с двумя, это уже делает тебя относительно независимым, - считает Ираклий Аладашвили.
Грузия имеет неприятный военно-боевой опыт, когда техники реально не хватало. Во время войны в августе 2008 года у Грузии создалась проблема с получением вооружения, несмотря на то, что у нее был контракт относительно поставок оружия и техники с США. Никто не станет винить правительство страны в желании иметь свою военную технику.
Что представляют из себя бронемашины производства Технического исследовательского Центра "Дельта"? Грузинская бронемашина "Лазика" оснащена модулем дистанционного управления вооружения и управления огнем. На ней установлены 23-миллиметровая пушка и пулемет калибра 7,62, камеры круглосуточного и термического наблюдения обеспечивают обнаружение и идентификацию цели дистанционно из машины и управление огнем в любых метеоусловиях. Экипаж состоит из трех человек и может перевозить 7 десантников.
Это вторая после "Дидгори" машина. Реально, по содержанию, это абсолютно другого назначения и нагрузки машина. "Дидгори" является патрульной, разведывательной и легкобронированной. "Лазика" же является тяжелобронированной, довольно мобильной, оснащенной сильным атакующим оружием, которое, в принципе, не производят многие государства.
Как сообщает Министерство обороны Грузии, при создании "Лазики" конструкторы использовали весь накопленный в международной военной индустрии опыт.