147 голосов против 26-ти. Парламентская Ассамблея Совета Европы утвердила проект резолюции "Россия и Грузия - гуманитарная ситуация на территории, пострадавшей в результате конфликта и войны". Основная часть резолюции касается необходимости решения гуманитарных вопросов, связанных с конфликтами в Абхазии и Южной Осетии. Российская делегация проголосовала против резолюции. Для РФ неприемлем термин "Оккупированные территории Грузии", который упоминается в документе. Грузинские эксперты оценивают это решение ПАСЕ положительно, однако сомневаются, что этот документ значительно поспособствует разрешению конфликтов. Что означает эта резолюция и почему решение ПАСЕ приветствовали в Тбилиси?
Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы касается в первую очередь гуманитарных вопросов "на территории, пострадавшей от конфликта и войны". Автор проекта резолюции, депутат ПАСЕ от Швеции Тина Акетофт, говорит, что решение о разделении гуманитарной и политической проблематики принято не случайно. Ведь политика, по словам Акетофт, часто непригодна в качестве рабочего инструмента. "Главное - положение людей. Забота о них. Нужно добиться, чтобы население имело возможность получать все необходимое", - говорит представитель комитета по миграции, беженцам и перемещенным лицам ПАСЕ Тина Акетофт. Возможность доступа в зону конфликта - одно из основных требований Парламентской Ассамблеи. "Доступ, доступ и еще раз доступ", - заявила Акетофт.
В резолюции ПАСЕ отмечается, что вновь не решена проблема возвращения беженцев в свои дома, не решен вопрос беспрепятственного пересечения границы, сложное положение в сфере образования и здравоохранения. Важная роль в решении этого комплекса вопросов отводится Женевским дискуссиям, где необходимо найти общий язык и решить проблемные вопросы путем переговоров.
Читайте по теме: ПАСЕ: история одного выступления
То, что политика и в этом случае может завести в тупик, показало обсуждение в ПАСЕ резолюции, касающейся России и Грузии. На авторов проекта, по их же утверждению, с обеих сторон было оказано большое давление. Ведь для России Абхазия и Южная Осетия - независимые государства. А для Грузии - территории, оккупированные Россией. Из-за термина "оккупация" на заседании разгорелись особо острые дебаты. Тот факт, что российская делегация проголосовала против этого документа, во многом связан с тем, что Абхазия и Южная Осетия упоминаются в документе как "оккупированные территории Грузии". "Войну начала Грузия, а Россия была вынуждена защищаться, так что о какой оккупации грузинской территории идет речь?" - заявил в ходе дебатов член российской делегации от ЛДПР Сергей Калашников.
На заседании ПАСЕ Тина Акетофт выступила с критикой позиции Тбилиси и Москвы. В процессе подготовки доклада, над которым Акетофт работала около двух лет, возникли определенные проблемы. Представитель комитета по миграции ПАСЕ так и не смогла попасть на территорию Южной Осетии и была вынуждена довольствоваться лишь посещением Абхазии. Причина опять же в "политизации вопроса" руководством России и Грузии. "Я не смогла исследовать гуманитарные вопросы в Южной Осетии, поскольку вопрос того, как я попаду на эту территорию и как ее покину, для политиков оказалась важнее", - заявила Акетофт.
Одним из важнейших пунктов последней резолюции ПАСЕ грузинские эксперты называют требование доступа для миссии международных наблюдателей Евросоюза по обе стороны административной границы. "В резолюции ПАСЕ затронуты те же вопросы, что и в предыдущих документах, плюс требование к России выполнить шестипунктное соглашение Медведева-Саркози, - заявил в интервью GeorgiaTimes эксперт по политическим вопросам Георгий Хуцишвили. - Россия с этим не согласна и заявляет, что все пункты документа выполнены. Однако международное сообщество разделяет позицию Грузии, что соглашение выполнено лишь частично. Тот факт, что миссия Евросоюза не может работать в Абхазии и Южной Осетии, противоречит самой идее о размещении наблюдателей ЕС, которые находятся в Грузии после 2008 года. Конечно, у меня вызывает большое сомнение, что, к примеру, пункт о необходимости возвращения беженцев будет выполнен, но в данном случае для Грузии важна политическая оценка, а не только изменение ситуации на практике", - отметил Хуцишвили. По его мнению, важно также, что позиция международного сообщества в отношении Грузии неизменна.
Неизменна и внешняя политика Грузии, считает эксперт по политическим вопросам Сосо Цискаришвили. "Новое руководство Грузии не собиралось менять внешнюю политику, - заявил Цискаришвили в интервью GeorgiaTimes. - Эти утверждения являются дешевым пропагандистским шагом "Единого национального движения", которое пытается ввести в заблуждение наивных коллег из Западных стран. Но все очень скоро убедятся, что это еще одно вранье бывшей правящей партии", - заявил Цискаришвили.
По его мнению, резолюция ПАСЕ является очередной поддержкой территориальной целостности Грузии, в то же время ничего нового в ней не сказано. "Скорее всего, документ будет политической декларацией, выполнение которой - под большим вопросом. Я думаю, что для России позиция Европы не является чем-то новым, так же, как и для Европы совершенно очевидно, что Россия не выполнит и эту резолюцию. Конечно, это не шаг назад для Грузии, но в то же время он вряд ли приблизит нас к разрешению этих конфликтов", - отметил Сосо Цискаришвили.
Следует напомнить, что все резолюции ПАСЕ носят рекомендательный характер. Их цель - лишь предложить сторонам договориться по тем или иным вопросам. Ну а договариваться или нет, это уже не Парламентской Ассамблее решать.
Михаил Вардзелашвили