21-го января президент Грузии выступил с речью на зимней сесии ПАСЕ. Его выступление вызвало много разных толков и обсуждений. Но в одном эти мнения сходятся - он уже не чувствует себя президентом. Саакашвили обижен и озлоблен, и немного завидует премьер-министру.
Несмотря на всю эффектность и театрализованность выступления Михаила Саакашвили на заседании ПАСЕ, вопреки его едкому сарказму и попыткам пошутить, выглядеть раскованно и свободно, его речь производила жалкое впечатление. Жалкое, потому что она в первую очередь не казалась речью президента.
"Мне казалось, что Михаил Саакашвили был на митинге и говорил со своими избирателями. Он скорее принял позу митингующего оппозиционера, чем президента. Он практически не оставил другим членам делегации времени на выражение собственной позиции. Как видно, Саакашвили болезненно воспринимает состояние ухода из политики или с поста президента. В его выступлении чувствовались его переживания и эмоции", - поделилась своими впечатлениями о выступлении президента Манана Кобахидзе.
В первой половине своей речи президент говорил большей частью о себе, о своих заслугах перед страной, всё время произнося выражение «мой грузинский народ». Он оглядывался, ловил взгляды, пытаясь понять, какой эффект производит его речь на слушателей. Он вменял себе в заслуги демократические достижения страны, подчеркнув, что смог подвести Грузию к тому, что здесь стали возможны свободные парламентские выборы посредством голоса, а не пули. Михаил Саакашвили подчеркивал, что смог поставить страну на ноги, объединить её, несмотря на плохое советское наследство, когда в стране царил раскол. Начав выступление по-французски, он затем перешёл на английский, на вопрос русской делегации отвечал по-русски, иногда говорил на родном грузинском, потом снова переходил на хороший английский и затем французский.
О чём это говорит? Президент нервничал, демонстрировал себя или просто старался быть вежливым? Любое из этих предположений было бы равнозначно, если бы не одно выражение президента. Отвечая на вопрос представителя российской делегации, Саакашвили сделал особый акцент на то, что по-русски он говорит лучше, чем сегодняшний премьер-министр Грузии, и тут же добавил, что поэзию русскую он тоже знает куда лучше. Это желание состязаться с Бидзиной Иванишвили, показать себя более образованным, выглядело по-детски смешно.
В выступлении президента Грузии было характерно ещё и тем, что он пытался выглядеть более лояльным к России. Он неоднократно повторял, что никогда не был против культурных отношений с РФ, при этом призвав её отказаться от имперских притязаний на территории Грузии. Он назвал комичным и позорным, что Россия прибегает к таким дешёвым трюкам, как признание Тувалу Абхазии. «Пусть сколько угодно тихоокеанских стран наподобии Тувалу признают независимость Абхазии, от этого здесь, на европейском пространстве, ничего не изменится, как и в самой Грузии. Страна никогда не согласится отдать России то, что унаследовано ею и является неотъемлемой её частью». Представителю же российской делегации, спросившему у Саакашвили, почему его добрые высказывания в отношении России и его поступки в отношении неё так сильно разняться и почему президент мешает премьер-министру исправить отношения с Россией, испорченные им самим, Саакашвили преподал урок геграфии. «Когда вы говорите о Грузии и России, у вас перед глазами одна карта, у меня - другая. При всём моём уважении, наденьте очки, чтобы разглядеть это. Граница Грузии проходит по Псоу и Кавказскому хребту», - сказал он.
Этот ответ Михаила Саакашвили в считанные минуты стал крайне популярным на YouTube. «Урок географии от Михаила Саакашвили» особенно понравился соседним азербайджанцам. Социальные сети взрываются от одобрительных комментариев типа «Миша, ты красавчик». Оно и понятно. Рядом с чересчур дипломатичным и скромным Алиевым Саакашвили всегда выглядел куда более свободным и смелым в своих высказываниях президентом. В Азербайджане его всегда любили и тайно мечтали именно о таком «продвинутом» лидере.
Трибуну ПАСЕ Михаил Саакашвили использовал ещё и для того, чтобы выразить упрёк в адрес премьер-министра. Президент считает, что новые власти страны нацелены поменять внешнеполитический курс страны, который им был чётко намечен. Пример Армении, дружащей и с НАТО, и с Россией, который привёл Иванишвили, президент назвал неудачным. «Грузия выбрала быть в НАТО, в то время как Армения, воспользовавшись своим суверенным правом, выбрала не быть в НАТО», - сказал Михаил Саакашвили.
Депутат Манана Кобахидзе в своём интервью журналистам сказала, что с такой высокой трибуны президент не должен был говорить против своего правительства.
Недовольны выступлением президента на заседание ПАСЕ были и другие представители страны в Страсбурге. Так, например, представитель парламентского большинства Эка Беселия, находившаяся с визитом в Страсбурге, в Совете Европы, назвала выступление президента комичным.
"Выступая с речью, Михаил Саакашвили забыл, что представлял страну, а не проигравшую на выборах одну политическую команду. Он грубо обращался с имиджем страны. Он решил состязаться с премьером и сказал, что, якобы, сам лучше говорит по-русски, чем премьер-министр", - заявила Эка Беселия.
Неискренним выглядело и заявление Михаила Саакашвили о желании и надеждах плодотворно сотрудничать с новым правительством ради народа. «Прежде всего нацильные интересы,а не политические. Я надеюсь, что в условиях кохабитации мы с премьер-министром будем плодотворно сотрудничать, ради достижения лучшего результата», - заявил президент Грузии.
Подчеркнём, что грузинский народ, который Саакашвили так упорно называет своим и во благо которого готов идти на сотрудничество с новой властью, давно уже не считает его своим президентом. И, не приемля никакой кохабитации, все свои надежды на улучшение жизненных условий связывает только с одним - с уходом Саакашвили.
Кама Рзаева