Недавно в Грузии разгорелся скандал вокруг видеозаписи, на которой известный фотограф и кандидат на пост замминистра культуры Юрий Мечитов "нелестно" отозвался о мегрелах - представителях региона Самегрело. Как сказал сам Юрий Михайлович, его высказывания имели шутливый характер. Однако мегрелы не поняли юмора и написали министру культуры письмо с требованием уволить Мечитова. В беседе с нашим корреспондентом Юрий Михайлович рассказал о том, почему его слова вызвали такой общественный резонанс.
- Юрий Михайлович, была ли реакция общественности и спонтанно возникшая ситуация удивительна и неожиданна для Вас?
- Меня не так легко обидеть, мне 62 года. Вот если бы мне было все еще 26 лет, я бы мог иметь множество иллюзий. У меня ни на секунду не возникало никаких сомнений по поводу актуальности данного видеосюжета, ведь снят он был достаточно давно, чтобы "опомниться" и удалить его, но мы этого не сделали. Я просмотрел тогда видео, одобрил, и только после этого ролик появился в Интернете. А незадолго до этого ажиотажа я выложил на своем сайте серию фотографий с моделями во время и после съемки. И, конечно же, эти "обличающие" факты не могли остаться без внимания "доброжелателей" и стали предметом горячего дополнения к обсуждаемому.
Читайте также: Грузия: в отставку за анекдоты
Я - человек искусства, и вижу многие болезненные язвы нашего общества. Необразованность, бескультурье, мракобесие... Но я счастлив, что знаю и другую Грузию, лучшую ее общественно-культурную часть. Кстати, большая часть населения и не знает о происходящем. Многих людей совершенно не интересует, снялся ли Юрий Мечитов с очередной голой девицей, выложил эти фото в Интернет или нет. Более того, многие даже не знают, что существует такое понятие, как "социальная сеть".
Единственной возникшей для меня проблемой стало успокоение моих родных и близких в связи с этим скандалом. Моя мать, которой 81 год, относится ко всему, конечно же, настороженно, беспокойно всматривается в экран телевизора, откуда снова и снова выплескивается очередной поток грязи и глупости. Мне приходится ее беречь и многое объяснять, ведь в прежние годы этого неоднозначного явления под названием "социальная сеть" не было. Но сейчас это стало для многих необходимостью, в чем есть и свои плюсы - например, скорость обмена информацией стала колоссальной. Надо просто учитывать и анализировать, отфильтровывать самое необходимое.
- Не появилось ли у Вас ощущение горечи от потери чего-то значимого?
- Сегодня безответственные и аморальные люди, пряча свое лицо за "никами", стали обладателями уникальной возможности безнаказанно оскорблять других людей. Меня эта грязь особенно не задевает. Ведь когда относишься ко всему философски, благодаря прожитым годам и определенному опыту, преданным и проверенным друзьям, знанию той самой другой, "возвышенной" Грузии, на многое смотришь совершенно по-иному. Вообще говоря, глупые люди все обобщают, а умные видят различия. Генерализировать отдельные факты в общее - признак недалекого человека. Так что никакого чувства горечи и разочарования я не испытываю.
Недавно, кстати, на улице один субъект, взволнованный этой шумихой в прессе, где меня выставили этаким подонком, ненавидящим всех грузин, пытался меня как-то оскорбить, задеть, но я не поддался провокации. Конечно, кто-то может подойти и начать со мной разбирательства, применяя нецензурные выражения, и не исключено, что некий человек может подскочить и ударить меня по голове кирпичом, но и в этом случае ни за что не стану обобщать и сгребать всех подлецов в общую составляющую культурной грузинской нации, ведь я и сам являюсь ее неотъемлемой частью.
- В чем суть произошедшего скандала? Не исключено, что, с одной стороны, незнание грузинским обществом русского языка, а с другой - то, что все это было переведено и преподнесено в неправильной и некорректной форме, сыграло свою роль.
- Да, блудливой частью прессы в литературную версию моего видеосюжета было добавлено не только несколько незаданных мне вопросов, но и невысказанные мною ответы. Мало кто из моих обвинителей потрудился просмотреть исходник или уточнить что-либо. Продолжается игра в "испорченный телефон".
Читайте также: "Грузию пытались превратить в страну мертвецов и заключенных"
В одном из телевизионных эфиров, где моим оппонентом выступил человек, взявший ответственность за все происшедшее, я заявил, что не считаю, что совершил нечто криминальное. "А то, что вы делаете, является диффамацией", - сказал я. Это юридический термин, который означает намеренное злостное очернение человека, распространение порочащих его сведений.
В свое время я написал статью "Немного о грузинской ментальности, или исповедь маргинала". Так вот, я вспоминаю, что тогда многие, вообще не читая эту статью, страшно гневались, что я вообще касаюсь этой темы. А там я пишу о том, что, к сожалению, по разным исторически обусловленным причинам, в части грузинского общества наблюдается армянофобия. Весь Facebook был полон гневных указаний на мою этническую принадлежность. Такое явления, как ксенофобия встречается и у других народов: у русских - "юдофобия", "тюркофобия" у армян, и так далее. Это есть реальность, которую надо знать. .мириться с этим или нет - выбор каждого, но знать необходимо.
Вообще мы живем в мире абсурда, и нужно быть рассудительным и рациональным человеком, смотреть на вещи глубже и не делать поспешных выводов.
Беседовала Наталия Сахно