Стуруа возвращается

Известный грузинский режиссер Роберт Стуруа возвращается в Тбилисский государственный академический театр им. Шота Руставели, с поста художественного руководителя которого он был уволен в прошлом году из-за конфликтов с властями Саакашвили.

На своей странице в социальной сети Facebook 74-летний Стуруа написал: "Решено! Еду!… Я возвращаюсь! В этом театре я жил и работал 50 лет и моим долгом является не бросать свой дом".

Роберт Стуруа более тридцати лет был художественным руководителем тбилисского драматического театра имени Шота Руставели, однако в 2011 году был уволен по приказу тогдашнего министра культуры Грузии Николаза Руруа. Стуруа объяснял, что его уволили за критику государственной власти, Руруа же говорил, что режиссера сняли с должности за его ксенофобскую позицию, которой нельзя давать "зеленый свет" в демократической стране.

Руруа пояснил, что "под ксенофобией подразумевает те интервью и высказывания г-на Стуруа, в которых он использовал недопустимые метафоры в отношении ряда этнических групп населения Грузии и в отношении ряда соседних государств". "Человек, пусть даже известный режиссер, имеющий такую систему ценностей, не может занимать руководящий пост в гостеатре". Сам же Стуруа в ответ на это заявил, что в его "высказываниях нет никакого ксенофобства" и отметил, что "его освобождение связано с его открытым оппозиционным настроем, а не с т. н. "ксенофобскими высказываниями".

После увольнения Стуруа из тбилисского театра ряд московских театров обратились с предложениями о сотрудничестве к режиссеру, не раз ставившему на столичных подмостках спектакли. Одним из первых был руководитель театра Et Cetera Александр Калягин. По словам Калягина, это предложение московский театр сделал Стуруа еще год назад, а ситуация в Грузии только ускорила ход событий.

В московском театре Стуруа поставил "Бурю" (2010 год) и "Шейлока" (2000) по Шекспиру, "Последнюю запись Креппа" по Беккету (2003). В сентябре 2012 года в Et Cetera был представлен новый спектакль Стуруа по пьесе Тарика Нуи "Ничего себе местечко для кормления собак", пишет Лента.ру.

Роберт Стуруа еще в апреле 2012 года говорил, что вернется в Грузию только после смены правительства. Прежнее правительство Грузии после победы на выборах "Грузинской мечты" ушло в отставку 11 октября. Вскоре после этого режиссер заявил, что не исключает возможности возвращения в Грузию. Он подчеркнул, что он ушел достойно — не было конфликта с актерами, его не выгоняла труппа. "Но если я вернусь, то должен привнести в театр какие-то новые художественные идеи. Пока не знаю, смогу ли я это сделать. Но работать там, ставить спектакли я буду", — сказал Стуруа.

Пока же он запланировал премьеру на родине — в ноябре, одновременно с грузинскими гастролями театра Et Cetera, в котором Стуруа работает главным режиссером, пройдет премьера спектакля о Марии Каллас. "Когда меня выгнали из театра, Иванишвили предложил мне поставить спектакль в помещении бывшего завода "Зингер". Там располагалась фабрика, которая в 90-х была закрыта, остались только стены", — сказал режиссер.

Теперь в этом здании, как сказал Стуруа, будет культурный центр. "Иванишвили выделил на это определенную сумму, и мы создали небольшой театр на десять человек. Летом я начал там ставить американскую пьесу о Марии Каллас. Сама пьеса не очень хорошая, но мы сделали адаптацию. Я намеренно выбрал не политическую пьесу. Будут играть актеры из театра Шота Руставели, выпускники Консерватории", — рассказал Стуруа.

Восстановлению былых отношений между двумя народами, по мнению режиссера, могут поспособствовать постановки российских пьес в Грузии и грузинских пьес в России, причем это может быть классика — Островский или "Ханума" Цагарели. При этом политику Стуруа считает неизбежной темой театра и искусства в целом.

"С самого начала профессиональной драматургии, с античных времен, театр занимался политикой. "Эдип", "Электра" — это все политические сюжеты, несмотря на философию и метафизику. То же можно сказать и про Шекспира, активно использовавшего исторические сюжеты, писавшего хроники. От этого никуда не деться — ведь театр разговаривает с народом. Я не могу собрать 15 тысяч зрителей и рассказывать о том, как я люблю ее, а она меня. Надо говорить о правде жизни, а это включает политику", — говорит Стуруа.

По словам режиссера, российско-грузинский конфликт существует только на уровне политики и мало отражается на отношениях между людьми, на межкультурных связях. Теперь, с изменением политической ситуации в Грузии, по мнению Стуруа, затрудненный политикой диалог наладится очень быстро. Сам режиссер считает Россию, куда он переехал год назад, вторым домом.

"Для меня Россия — это альма-матер, потому что моим педагогом был Туманишвили, ученик Товстоногова. Через него я впитывал великую российскую театральную школу. Я всегда чувствовал себя в России как на родине", — сказал Стуруа.

По его мнению, театры по всему миру — это вообще одна страна, и там не существует национальностей. "Россия протянула мне руку помощи, когда я оказался в затруднительном положении, у меня не было работы после ухода из театра Руставели, мне нужно было кормить семью. Я благодарен, и сейчас, когда все уверены, что я вернусь в Грузию, я не могу сразу все бросить и уехать", — сказал Стуруа, передает РИА Новости.