Дагестанские ногайцы попросили президента России создать для них национальное территориальное образование. Эту идею разделенный между субъектами Северного Кавказа коренной народ вынашивает более полувека, но ни одно кремлевское правительство к жалобам ногайцев не прислушалось. Вряд ли исполнит просьбу и теперь. Во-первых, для этого надо уговорить Ставрополье, Чечню и Дагестан пожертвовать своей землей. А во-вторых, часть ногайцев успешно решают свои проблемы и в нынешнем положении.
Обращение IV съезда ногайцев России к руководству страны - яркий пример того, как нерешаемые на местах социально-экономические вопросы переходят в национальную плоскость. Федеральные издания процитировали письмо с просьбой создать территориальное образование, объединив ногайские аулы Ставропольского края, Чечни и Дагестана. Из этого послания хорошо видно, что толкнуло людей добиваться национальной автономии.
Если отбросить аргумент о "восстановления исторической справедливости в отношении ногайского народа", который безуспешно используется с 1957 года, когда упразднили Грозненскую область и разрезали Ногайскую степь на три части, то остается букет распространенных по всей России проблем.
"Мы обсуждали проблемы ногайского народа: разобщенность, высокий уровень безработицы и первое место по количеству выявленных случаев заболевания туберкулезом и раковыми заболеваниями по всему Дагестану", - заявил "Независимой газете" один из организаторов съезда Мурат Авезов. Ну, кто из русских не сетует на разобщенность нации? И какая из северокавказских республик может похвастаться низкой безработицей? А туберкулез и рак - бичи всей постсоветской России.
Еще одним поводом для создания ногайской республики Авезов называет деградацию ногайских пастбищ из-за чрезмерной эксплуатации другими народами, которые используют Ногайский район Дагестана в качестве отгонных пастбищ. Такая же борьба за пастбища ведется в Кабардино-Балкарии. А восток Ставропольского края тоже превращается в пустыню из-за того, что приезжие дагестанцы круглогодично пасут скот, экономя на кормах и позволяя вытаптывать корни степных трав. Наличие русских муниципальных администраций эту проблему не решает.
Жалуются ногайцы и на проникновение религиозного экстремизма вместе со спускающимися на равнину горцами. Но радикальные исламисты не знают преград. Они есть и в Татарстане, и в Сибири. Так что создание Ногайской республики или края ногайские земли от этой беды тоже не спасет.
Сам съезд, по итогам которого направлено обращение к Путину, прошел еще 28 октября в центре Ногайского района Дагестана селе Терекли-Мектеб. Власти препятствовали его проведению, и делегатам с Северного Кавказа и Астраханской области пришлось собираться на частном подворье. Сообщается, что прибыло 200 человек. Однако многих ногайских лидеров на нем не было.
Ничего не слышал о четвертом съезде ногайцев России и обращении к Путину глава карачаево-черкесской национально-культурной автономии "Ногай Эл" Валерий Казаков. Именно в КЧР ногайцы в последнее время проявляли высокую активность и даже добились создания в 2007 году Ногайского района в республике. Почему же их не позвали на съезд и не предложили подписать обращение, посланное от имени всех представителей этноса в стране?
Возможно, ответ кроется в лояльной позиции Валерия Казакова, который считает, что наболевшие вопросы ногайцев можно и нужно решать в составе уже существующих субъектов Российской федерации. На съезд же собрали только сторонников выделения в особую территориальную автономию.
"Всех ногайцев в одном субъекте не объединить, - уверен Валерий Казаков. - Если только три субъекта - Чечня, Дагестан и Ставропольский край, где расположены ногайские аулы, изъявят желание восстановить Ногайскую степь, разделенную партийной номенклатурой. Если Ставропольский край отдаст свой маленький кусочек, Чечня и Дагестан договорятся, кто же против? Но когда субъекты начинают между собой спорить, это приводит к конфликту. А нам лучше дружно жить и объединяться экстерриториально".
Под экстерриториальным объединением Валерий Казаков понимает создание Федеральной национально-культурной автономии (ФНКА), какая есть уже, например, у российских лезгин, так же не имеющих своей республики. "В Якутии, в Ямало-Ненецком округе, в Санкт-Петербурге живут ногайцы. Они тоже должны знать о своей культуре, о своей истории. Именно ФНКА по законам России позволяет народу сохраниться. Что толку, если будет территориальное образование под ногайским названием, но ни один человек в нем по-ногайски не будет говорить? Если я ногаец, то должен говорить на ногайском языке, обычаи, традиции соблюдать, свадьбы и похороны по своим традициям проводить. И никто мне не может этого запрещать. Это мое право. Вот что такое национально-культурная автономия", - пояснил глава "Ногай Эл".
Что касается существования в составе неногайских территориальных образований, то Валерий Казаков отмечает, что политически ногайцы не ущемляются. "У нас в Карачаево-Черкесии заместитель председателя правительства - ногаец. Министр по делам национальностей массовым коммуникациям и печати - ногайка. Замминистра образования ногайка. Три депутата парламента ногайцы, - привел пример наш собеседник. - В Дагестане тоже свой район есть, и нем решаются национальные вопросы".
Региональные власти прилагают усилия для сохранения ногайцев как этноса. "Например, в Дагестане есть Ногайский государственный драматический театр, есть государственный ансамбль. Много сделано для сохранения ногайской культуры. В Ставропольском крае, в селе Канглы, государством построена современная ногайская школа. Такая одна на всю Россию. Там есть обучение и на русском, и на ногайском языке. Видно, что региональные власти хорошо поработали, и особенно глава администрации села Мурат Асанов, - отметил Казаков. - В других местах компактного проживания в Ставропольском крае есть вопросы, и конфликтные ситуации бывают на бытовой почве. В основном все проблемы социального характера".
Обращение дагестанских ногайцев, по мнению Казакова, вызвано страхом потерять земли, на которых жили их предки. "Центральное телевидение передает, что ногайцы оккупируют Ставропольский край. Что за глупость! Как будто ногайцы в Ставропольском крае - это диаспора. Как будто мы живем за пределами России. Такие сообщения вызывают беспокойство в народе", - говорит Валерий Казаков.
По словам главы "Ногай Эл", хотя ногайцев пытались демонизировать в связи с участием "ногайского батальона" в банде Шамиля Басаева, они "по духу - народ интернациональный" и "безмолвный". Потому, наверно, и не обзавелись до сих пор своим территориальным образованием.