Духовные лидеры Чечни отказывают вероотступникам-ваххабитам в последнем прибежище - захоронении по мусульманским обычаям на официальных кладбищах. Такой жестокости не допустил даже Конституционный суд России, когда подтвердил запрет на выдачу тел террористов, но обязал государство проводить погребение с соблюдением религиозных обычаев погибшего. Чеченское нововведение должно способствовать борьбе с терроризмом, но оно с тем же успехом может озлобить родственников убитых и толкнуть их на путь отмщения.
Силовиков, которые не выдают тела боевиков родне, оправдывают два федеральных закона - "О борьбе с терроризмом" и "О погребении и похоронном деле". Именно они запрещают публично хоронить преступников, дабы не создавать из них образы мучеников и не давать использовать их могилы в качестве мест поклонения, как это произошло с местом гибели главы Ичкерии Джохара Дудаева.
Но имамов Чечни воевать с трупами боевиков никто не обязывал. Духовное управление мусульман (ДУМ) республики по собственной инициативе запретило хоронить их по мусульманским обычаям и на официальных кладбищах. Как объяснил председатель ДУМ Чечни Султан Мирзаев, "эти люди - не просто по локоть, а полностью утонувшие в крови женщин, стариков и детей", "они погибают собачьей смертью и не заслуживают обычного погребения".
"Муллам и кадиям районов и населенных пунктов республики категорически запрещено совершать погребальные обряды в отношении таких лиц", - уточнил "Кавказскому узлу" неназванный представитель ДУМ Чечни.
С точки зрения религии, это решение не нарушает канонов ислама, считает первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир-хазрат Мухетдинов. "Людей, которые являются боевиками, отошедшими от ислама или попирающими нормы религии, совершающими наиболее греховные деяния, такие как убийства мирных граждан, по общепринятым правилам шариата и так не должны хоронить по мусульманским обычаям, и эти правила распространяются не только на территорию Чечни", - заявил он интернет-изданию "Взгляд".
Но с Мухетдиновым не согласен Исмаил Хаджи Бердиев, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа. "Единственное, что регулируется законами шариата, - это вопрос о самоубийцах. В этом случае молитву при погребении читает не имам, а, может, кто-то из родственников. Во всех остальных случаях мусульман хоронят на кладбищах. Если по шариату нет такого запрета, то почему его должны вводить в регионах Северного Кавказа? Возможно, тут речь идет именно о тех боевиках, которые совершают самоподрыв", - предположил он.
С юридической точки зрения, как заявил корреспонденту "Большого Кавказа" чеченский адвокат Магомед Албасов, говорить о соответствии распоряжения Духовного управления республиканским и федеральным законам преждевременно, пока оно не обрело вид письменного документа. Кроме того, по сведениям нашего собеседника, в реальности боевиков хоронят на общих кладбищах. И тела убитых в спецоперациях, кстати, вопреки законодательству, родственникам обычно все-таки выдают, отметил адвокат.
Возможно, все дело в том, что участники незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе уничтожаются без суда и следствия. А ведь только приговор, согласно постановлению Конституционного суда России от 2007 года, может дать окончательный ответ, террорист ли убитый и можно ли выдавать его тело родным. За разъяснением по этому вопросу в КС РФ обращались близкие участников вооруженного нападения на Нальчик в 2005 году. Следователь распорядился кремировать трупы, не позволив похоронить их по-мусульмански, хотя на тот момент вина убитых не была доказана.
Тем же решением Конституционный суд обязал государство изменить закон о погребении и захоронении. Госорганы, дабы не нарушать право граждан на свободу убеждений (статья 29 Конституции Российской Федерации), в том числе касающихся обрядов погребения, должны соблюдать религиозные обычаи погибших даже при тайном захоронении их тел.
Впрочем, этот пункт постановления Конституционного суда в Чечне игнорируют. Как рассказал "Кавказскому узлу" неназванный правозащитник, в августе этого года были сожжены в лесу трупы братьев Авдорхановых из села Аллерой Курчалоевского района. О погребении хотя бы за пределами кладбища не было и речи, ибо этих людей Рамзан Кадыров называл своими личными врагами.
Радикальные исламисты вряд ли сильно опечалятся тому, что их не будут отпевать чеченские муллы и кадии. Ведь ваххабиты считают "муртадами", то есть "предателями", всех мусульман, смирившихся с властью "кяфиров" - "неверных". Если муртад не почитает Коран над телом "истинного воина джихада", это не помешает тому попасть в его джихадистский рай. Вот если бы в Чечне, как в Израиле или Великобритании, тела террористов после смерти заворачивали в свиные шкуры, оскверняющие мусульман, это было бы серьезным ударом по ваххабитской идеологии.
Но использование опыта израильтян и англичан разгневало бы родственников погибших. Они же пострадают и от запрета ДУМ хоронить на кладбищах. Могила в сторонке, как у самоубийц, - это вечное позорное пятно на весь род. Хотя это лучше, чем вообще не знать, где покоится прах сына, брата или отца.
В соседней с Чечней Ингушетии, которую считают более демократической республикой, вместо ужесточения правил захоронения боевиков в прошлом году принята прямо противоположная мера борьбы с терроризмом. Юнус-Бек Евкуров "лично запретил не выдавать трупы убитых бандитов". "Это сделано для того, чтобы не озлоблять оставшихся, - пояснил ингушский лидер журналистам. - Я считаю, что, учитывая менталитет и традиции кавказцев, в частности ингушей, выдав трупы убитых боевиков для захоронения, мы будем способствовать искоренению терроризма".
В августе этого года пересмотреть положение о невыдаче тел боевиков обещал и президент Владимир Путин. "Я согласен, что это (не выдавать тела террористов родственникам - ред.) жестоко, но и деятельность самих террористов не отличается благообразием и толерантностью. Тем не менее я услышал, что Вы сказали, пообсуждаем это с коллегами, поставлю эти вопросы и перед Генеральной прокуратурой, и перед правоохранительными органами", - ответил глава государства представителю Дагестана на молодежном форуме "Селигер". По словам молодого человека, силовики создали вокруг выдачи тел убитых настоящий бизнес. Закон все равно нарушается, только родня за это платит различные суммы. Как утверждает глава организации "Матери Дагестана за права человека" Светлана Исаева, трупы оцениваются от 300 до 800 тысяч рублей.
В коррумпированном обществе и вопрос о захоронении боевиков на кладбищах или вне их может стать хорошим бизнесом, который лишь подстегнет недовольство чеченцев и будет способствовать их уходу в так называемый "чистый ислам" со всеми его террористическими издержками.