Сразу после частичной смены власти в Грузии страну захлестнула волна забастовок. Сначала работники угольной шахты в Ткибули потребовали повышения заработной платы и улучшения условий труда, затем к ним присоединились шахтёры Чиатуры и работники местных предприятий компании Georgian Magnese. Позже предупредительная забастовка железнодорожников парализовала движение поездов. И замыкает весь этот список растущее недовольство узников пенитенциарных учреждений. Правда, здесь пока до забастовок не дошло, но положение таково, что взрыв может произойти в любой момент.
Всё началось с распространившейся информации о том, что в 16-ое пенитенциарное учреждение, находящееся в Рустави, ввели отряд специального назначения, узников избили и отправили в карцер. Родственники заключённых собрались перед зданием тюрьмы и потребовали встречи с министром. С другой стороны, по заявлениям членов группы общественного мониторинга и представителей правозащитных организаций, бунта в тюрьме нет, а временная голодовка узников прекращена.
"Двоих поместили в карцер безо всякого объяснения, вот они и начали голодовку в знак протеста, - поясняет мать заключённого Мзия Топурия. - Потом к ним присоединились другие. Голодает сейчас 15 человек. А так всё спокойно, пока никого не били". В разговор вмешивается другой родитель: "У нас есть информация, что внутри спецназ, что начальник угрожает узникам, пугая их тем, что он хуже Ахалая. Не понимаю, почему начальником назначили человека периода Саакашвили и Ахалая? Чего от него ждать?"
В это время из здания пенитенциарного учреждения выходит священник. К нему подбегают с расспросами родители заключённых. Отец Бесарион отвечает им: "Я лично не встретил ни одного голодающего. Я виделся с теми, кто приходил на исповедь. Но они мне сказали, что среди заключённых есть те, кто объявил голодовку. Наблюдаются недовольства новым начальником, не знаю, насколько обоснованные. Но если есть недовольные, значит необходимо выяснить, в чём дело. Видел узников во дворе тюрьмы, никакого напряжения не заметил. Церковь открыта, свободно вошёл и исповедал всех желающих. Но говорят, вчера церковь была недоступна".
Читайте по теме: Как грузинские шахтеры денег требовали
Через некоторое время несколько святых отцов и члены группы тюремного мониторинга вынесли заявление заключённых с многочисленными подписями. Узники просили заменить начальника тюрьмы - Левана Абурджаниа. Напомним, что на должность начальника 16-ой тюрьмы последний назначен совсем недавно. По словам одного из членов группы мониторинга Хатуны Гагнидзе, "после назначения Абурджаниа в тюрьму вернулись прежние офицеры режима Саакашвили". У неё даже есть список имён этих офицеров, составленный заключёнными.
Другой представитель мониторинговой группы Лали Морошкина заявляет, что встретилась с руководителем генинспекции господином Субелиани и заместителем министра Ираклием Церетели, и они пришли к выводу, что проблема действительно заключается в отдельных жёстких работниках тюрем.
Судя по информации, просачивающейся из тюремных застенок, фактов избиения и насилия пока нет. Но узникам всё время угрожают, и случаи вербального и психологического давления на заключённых - не редкость.
Некоторую ясность внёс Дмитрий Лорткипанидзе - кандидат на должность омбудсмена. "Понимаете, дело в том, что в тюрьмах всё ещё работают и люди старого правительства, и уже назначенные новые. Старые пытаются ввести в заблуждение новых, вызвать недовольство среди заключённых и свалить всё это на некомпетентную работу новых людей, которые ещё не совсем вошли в колею. Вот тот момент, на который должен в первую очередь обратить внимание господин Созар Субари. У узников есть свои требования. Но никакого восстановления воровского правления в тюрьмах нет. Я встретил 300 голодающих заключённых, но даже они отрицают возвращение воровской системы правления, всё это сплетни. Среди голодающих есть больные СПИДом и двое из тех, кто несправедливо просидел несколько дней к карцере. Это Давлашелидзе и Чичуа.
На сегодняшний день заключённые требуют освобождения от должности 23-х сотрудников тюрьмы, которых обвиняют в издевательствах над ними. Более подробную информацию узники готовы дать новой администрации тюрьмы или департамента. У них есть конкретная информация относительно отдельных случаев издевательств, и они могут назвать пофамильно тех, кто причастен к этому. Кроме того, 3000 узников выбрали 20 доверенных из числа заключённых, которые и будут передавать всю информацию. Помимо всего прочего, они поставят в известность новые власти и о социальном положении узников, об условиях содержания. Труднее всего обстоят дела с медицинским обслуживанием с медикаментами. Наблюдается их полная нехватка. В тюрьмах есть больные, которых перемещают на руках".
Ранее мы писали: Насилие в грузинской тюрьме: на всех экранах страны
Шалва Хачапуридзе, который в данном случае выступает как адвокат одного из заключённых, говорит, что "узники заявляют, что этот новый начальник проявляет грубость, сажает в карцер и т.д." "Но я думаю, что за всем этим кто-то стоит. Необходимо досконально выяснить все подробности, что было, как было и зачем. Никто меня не убедит в том, что за действиями Левана Абурджаниа никто не стоит и никто им не правит. Бывший начальник допустил катастрофу, и это нельзя назвать просто ошибкой. Он допускал в тюрьму женщин лёгкого поведения, снабжал узников медовухой и тем самым подготовил почву для той картины, которая наблюдается сегодня. Поэтому я называю это саботажем, подстроенным другими силами, а не бунтом узников. Заключённые готовят письмо. Подчёркиваю, это письмо, а не ультиматум. И я передам его господину Созару Субари", - говорит Хачапуридзе.
"Если выясниться, что кто-то из сотрудников нарушает закон, я буду первым, кто будет требовать сурового наказания, - говорит по этому поводу сам Созар Субари. - На территории тюрьмы приготовили алкогольный напиток, так называемую "брагу", и после этого имели места неполадки. Для приготовления этого напитка необходимо время и определённые ингредиенты, которые до сих пор свободно проносились в тюрьму. Сейчас это будет контролироваться. Что касается общей политики в тюрьмах, то положение узников значительно облегчится и число их сократится очень скоро. Кому не полагается находиться в закрытых помещениях, будут переведены в учреждения открытого типа, где более лёгкий режим и условия".
Отметим, что вчера в течение дня почти все узники смогли связаться со своими родственниками и сказали, что положение стабильно. Несмотря на это, близкие узников всё ещё требуют встречи с министром.