Возле Музея советской оккупации в Тбилиси сегодня прошла акция под названием "Не отнимайте у нас права дружить с русским народом", которую организовала НПО "Земля - наш дом". Юрист Элгуджа Ходели, лидер организации, говорит, что добьется от правительства Иванишвили закрытия этого музея. Учитывая, что нынешнее правительство Грузии намерено нормализовать отношения с Москвой, инициатива Ходели видится перспективной. С другой стороны, доктрина 70-летней оккупации - краеугольный камень грузинской независимости, а музей - лишнее подтверждение этой доктрины. Что по этому поводу думают в грузинском обществе?
"Надо понять, получит ли поддержку данная идея со стороны нового правительства, - сказал GTimes Никита Мендкович, российский исследователь Кавказа и Ближнего Востока. - С одной стороны, это существенный шаг к нормализации отношений с Москвой, очистке государственной идеологии от русофобских элементов, с другой - шаг довольно смелый.
После войны 2008 года общество Грузии относится к России без особых симпатий. Однако настроения эти не столь активны, чтобы инициатива закрытия музея вызвала серьезный внутренний протест большинства", - говорит Мендкович.
По его словам, для закрытия Музея оккупации правительству Иванишвили потребуется смелость, поскольку прекращение работы музея будет преподнесено сторонниками Саакашвили как то, что "иванишисты" предали Грузию. "Ушедшие в оппозицию "националы" могут пытаться использовать реализацию подобных планов как повод для нападок на новое правительство", - говорит Никита Мендкович.
С одной стороны, нормализация отношений с Россией сейчас нужна Грузии как воздух. С другой, доктрина оккупации с 1988 года была опорой идеи грузинской независимости. Таких людей, как Жордания, Гегечкори, Мазниашвили - лидеров меньшевистской Грузии - каждый грузин привык вспоминать как героев грузинской независимости, чье политическое будущее было перечеркнуто событиями 1921 года, когда в Тифлис вошли советские войска. Не выбьет ли закрытие Музея оккупации краеугольного камня из фундамента грузинской государственности?
Тенгиз Китовани, экс-министр обороны Грузии.
"Власти нынешней Грузии активно идут на сближение с Россией. Они исправляют то, что наделал этот мерзавец Саакашвили. Глобальную переоценку грузинской истории следует начинать не с событий 1921 года, а с 1801 года - со дня подписания Георгиевского трактата. Нынешняя грузинская историография именует этот период первой потерей грузинской независимости, а на самом деле Россия в 1801 году спасла грузинский народ от уничтожения.
То, что произошло в 1921 году в Грузии, было следствием распада Российской империи, октября 1917 года и Гражданской войны 1918 -1921 годов. Все это стоило грузинскому народу огромных жертв. Придя к власти, грузинские большевики репрессировали более 30 тысяч грузин. Во всем этом Россия и русский народ не виноваты. Русский народ пострадал от коммунистов не меньше грузинского народа, а то и больше. Таких кровавых репрессий против православного духовенства, какие были в РСФСР, советская Грузия никогда не знала. Но ни у кого нет права окрашивать свою историю только в один цвет, черный или белый. Лично я прекрасно помню, что в период так называемой "советской оккупации" Грузия жила достаточно хорошо и достойно".
Нана Какабадзе, глава неправительственной организации "Бывшие политзаключенные за права человека".
"Я испытала на себе участь советской политзаключенной, но этим музеем никогда не интересовалась. Точно так же относятся к этому музею мои товарищи - другие бывшие политзаключенные. Мы знаем, что Саакашвили, когда создавал этот музей, не собирался увековечивать историческую память и идеалы гуманизма, поскольку и он сам, и его партия чужды собственной истории и гуманизму. Музей оккупации был пиаром режима Саакашвили. Полагаю, что протестовать против закрытия музея в Грузии не станут, поскольку практически каждому видна его фальшивая сущность. Но это не значит, что грузины готовы резко переоценить свою историю и отказаться от своей независимости. Потеря независимости в 1921 году в Грузии считается трагедией, и никто не станет говорить, что пребывание в составе СССР для Грузии было одной сплошной Божьей благодатью.
Когда СССР распался, все грузины мира наивно надеялись на то, что это событие сделает Грузию счастливой. Вскоре мы все поняли, что жестоко ошиблись. Права и свободы человека в независимой Грузии попираются больше, чем это было в годы застоя.
В общем, мы хотим перемен, хотим дружбы с Россией, но не желаем отказываться от своей независимости. Как свободная страна, мы сможем дружить и с Россией, и с Западом. Права на свободу у нас никто не может отнять".
Бадри Меладзе, президент Фонда содействия народам Грузии.
"Все, что создал Саакашвили, надо разрушить, а все разрушенное им - восстановить. Музей оккупации был частью политики стравливания двух братских народов - русских и грузин. Беды и радости Советского Союза были нашими бедами и радостями. Во время Великой Отечественной войны солдаты-грузины были храбрыми воинами Красной Армии. Советский флаг над рейхстагом поднял грузин Кантария. Саакашвили пытался вытравить эту святую память из сознания грузинского народа, и поэтому разрушал памятники советским солдатам и открывал этот Музей оккупации. Наши дети, внуки, правнуки должны помнить о том, что грузины вместе с другими советскими людьми избавили мир от ужасов нацизма.
Саакашвили все время орал о сталинских репрессиях, но что он сам знает об этом времени? Да, сталинское время было непростым, но никто не будет оспаривать того, что грузин Иосиф Сталин вошел в мировую историю как лидер великой державы - СССР. Кто знает, как бы все сложилось, если бы у власти в СССР был не Сталин, а кто-то другой? Поливая грязью Сталина, мы поливаем грязью себя, под издевательский смех Запада. Советское время - часть истории Грузии, и ругать это время - значит ругать свою историю.
Я не хочу перечеркивать события 1921 года, когда Грузия потеряла независимость. Не исключаю того, что пребывание Грузии в составе Российской империи сделало бы страну самой счастливой, если бы не случилось революции 1917 года. Но сидеть и ныть - это унизительно и позорно. Надо смотреть только вперед и строить со всеми народами нормальные цивилизованные отношения. России и Грузии надо любить друг друга, а не воевать. Да, был 1921 год, но сейчас уже XXI век".