Проект азербайджано-турецкого газопровода TANAP появился относительно недавно. Впервые о нем заговорили ровно год тому назад. До него обсуждали целесообразность проекта Nabucco, который, по замыслу проектировщиков, должен был стать альтернативным поставщиком газа в Европу. Но сейчас TANAP выглядит куда более перспективным, нежели Nabucco. Хотя и он вряд ли сможет конкурировать с Россией. Корреспондент GTimes побеседовал с экспертами о перспективах газопровода TANAP.
Уже на самом старте обсуждения проекта Nabucco вопросов было больше, чем ответов. И главным, конечно, стал вопрос наполнения трубы. Для того чтобы Nabucco был рентабелен, необходимо было заполнить его не только азербайджанским, но еще и туркменским газом. Однако даже в случае согласия Туркмении наполнение трубопровода представлялось весьма проблематичным, говорит эксперт Ровшан Ибрагимов. Для этого необходимо было проложить коммуникации по дну Каспийского моря. Наряду с финансовыми затратами, это представлялось сложным как с технической, так и с политической стороны. К тому же позиция Туркменистана, который не хотел брать на себя никакой ответственности, тоже мешала реализации этого проекта.
Касательно TANAP дело обстоит почти с точностью до наоборот. Есть газ, есть покупатель. Есть стороны, которые готовы проплатить реализацию проекта, говорит эксперт. В отличие от Nabucco, здесь участвуют всего две стороны - Азербайджан и Турция, что является гарантией успешного завершения проекта. Ведь еще ни один проект, начатый этими сторонами совместно, не прерывался на полпути.
Именно эти моменты и актуальность вопроса не только для участников проекта, но и их западных партнеров, побудили группу из трех аналитиков, в которую вошли американцы Майкл Чейн, Февзи Билгин и азербайджанский эксперт Ровшан Ибрагимов, провести исследование на тему "Соединение между Каспием и Европой: возможные результаты прокладки газопровода TANAP".
По мнению Ибрагимова, TANAP можно назвать своего рода альтернативой Nabucco. Проект Nabucco предполагал транспортировку лишь части азербайджанского газа. В основном он был рассчитан на среднеазиатский газ. Соответственно, для азербайджанского газа надо было искать альтернативные пути экспорта.
Рассматривая создавшуюся ситуацию, эксперты пришли к мнению, что внутренняя инфраструктура Турции не позволяет ей обеспечить транзит азербайджанского газа. Поэтому TANAP оказался именно тем проектом, который призван решить сразу несколько вопросов. Во-первых, это получение необходимой инфраструктуры для выхода азербайджанского газа на турецкий и европейские рынки. Во-вторых, некоторого рода гарантия безопасности, поскольку большая доля инвестиций, а соответственно, и управления, будет за азербайджанской компанией. И в-третьих - это новые направления в энергетической политике Азербайджана. "До этого мы больше внимания концентрировали на вопросах, связанных с выходом на нефтяные рынки. А со строительством TANAP мы сможем выйти на газовые рынки Центральной и Восточной Европы", - говорит Ровшан Ибрагимов.
Что касается самого исследования, то это своего рода опросник, говорит эксперт. Ученые пытались систематизировать ответы на вопросы: что ожидает азербайджанская сторона от реализации проекта TANAP? Каковы ожидания Турции? Что нового может привнести этот проект? Какие геополитические изменения могут произойти с реализацией этого проекта? Какова его роль в обеспечении газовой безопасности в Центральной и Восточной Европе? По мнению исследователей, TANAP способен изменить геополитическую ситуацию для Азербайджана, Турции и стран Центральной и Восточной Европы на локальном уровне.
Ровшан Ибрагимов особо отметил тот факт, что TANAP не следует рассматривать как конкурента экспорту российского газа в Европу. Прежде всего он аргументирует это небольшим объемом газа, который будет проходить по этому газопроводу. Так, в Европу будет поставляться 10 млрд кубометров, а в Турцию - 6 млрд.
Но здесь следует отметить тот факт, что проект ТАНАП предусматривает расширение возможностей трубопровода. Его пропускная способность на первом этапе должна составить 16 млрд кубометров, на втором - 20 млрд кубометров, и на третьем около 24 млрд кубометров в год.
Некоторые эксперты задаются вопросом: а сумеет ли Азербайджан в одиночку заполнить трубу? Ведь, как было сказано выше, получить газ из Туркменистана не так-то просто. Эксперт Ильхам Шабан считает, что Азербайджан может заполнить трубу без привлечения газа со стороны. Ориентировочно к 2030-му году, а может быть, и раньше, Азербайджан будет добывать порядка 32-36 млрд кубических метров газа. Этот газ позволит Баку полностью обеспечить себя и выполнить международные обязательства. К тому времени планируется поднять экспорт в Турцию до 12 млрд кубометров, полностью обеспечить газом грузинский рынок, потребность которого составляет 1,5 млрд кубометров, а 15-16 млрд кубометров газа направить в Европу.
Надир Шафиев