Британская нефтегазовая корпорация BP, выступающая оператором проекта по разработке месторождения "Азери-Чыраг-Гюнешли", который в Азербайджане называют "контрактом века", не выполняет взятых на себя обязательств. С таким заявлением на заседании кабинета министров по итогам социально-экономического развития за 9 месяцев 2012 года выступил президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев. По его словам, это привело к тому, что страна, начиная с 2009 года, потеряла около 8,1 миллиардов долларов дохода.
Приводя конкретные цифры, президент отметил, что в 2009 году компания BP дала прогноз по добыче в месторождениях "Азери" и "Чираг". Речь шла о 46,8 миллионах тонн нефти. Фактически же было получено около 40,3 миллионов тонн. В 2010 году планировалось добыть 42,1 миллиона тонн, однако цифра составила 40,6 миллионов. В 2011 году прогнозировалось 40,2 миллионов, но реально удалось добыть только 36 миллионов. Объявленная цифра на 2012 год - 35,6 миллионов тонн. Можно предположить, что до конца года BP не сможет добыть в этих месторождениях более 33 миллионов тонн "черного золота".
Специалисты в нефтяной области знают, что у каждого месторождения есть определенный срок жизни. Добыча растет, достигает пиковой отметки, в течение определенных лет остается стабильной, а после начинается спад, отметил Ильхам Алиев. "Но в данном случае речь не идет о том, что мы достигли пика. Речь идет о том, что сделанные прогнозы не выполняются", - отметил глава государства.
Спад произошел после изменения долевого раздела на данном блоке месторождений в пользу Азербайджана. Доля страны выросла с 25 % на начальном этапе до 75 % с середины 2008 года. Именно после этого добыча нефти в месторождениях "Азери" и "Чираг" стала уменьшаться.
Президент сообщил, что руководство BP согласилось со всеми доводами азербайджанской стороны и обещало в короткое время устранить все недочеты, внести поправки в рабочую программу и наказать виновных. Но за прошедшее время ситуация не изменилась. "Я считаю, здесь идет процесс затягивания времени. Поэтому я думаю, что это совершенно недопустимо. Государственной нефтяной компании уже дано поручение поднять этот вопрос в официальном порядке и принять необходимые меры. Инвесторы, неспособные выполнить свой служебный долг, условия контракта, должны сделать выводы. Должны быть, и будут приняты строгие меры", - сказал президент.
Ранее мы писали: Азербайджан заплатит Ирану за Каспий?
Заявление Алиева грянуло как гром среди ясного неба. Ведь внешне все выглядело довольно безоблачно. Хотя, по мнению председателя Центра экономического и социального развития Вугара Байрамова, спад добычи нефти мог существенно ударить по экономической ситуации в стране. Экономические катаклизмы предотвращены только за счет того, что за эти годы Азербайджан добился существенного роста в ненефтяном секторе. Благодаря сбалансированной политике и вложениям нефтедолларов этот сегмент экономики Азербайджана в последнее время успешно развивается (более чем на 10 процентов в год - ред.).
Несмотря на заявление президента Азербайджана о том, что его высказывание носит чисто экономический характер, многие международные эксперты оценили эту речь как политический ход. Как пишет The Telegraph, хуже всего то, что политический лидер Азербайджана, считающийся другом корпорации, обрушился на нее в гневе в самый неподходящий момент - она до сих пор "расхлебывает" последствия экологической катастрофы в Мексиканском заливе. После этого перспективы BP на российском предпринимательском поле стали более чем туманными, да и переговоры с правительством США пока омрачены наличием блестящих нефтяных пятен на поверхности залива.
Forbes считает, что геологи в начале и середине 1990-х годов могли предполагать многое и видеть самые ажурные перспективы. Однако реалии добычи вносят коррективы в планы. Консорциум с оператором BP во главе тратит около $ 2 млрд в год для того, чтобы сохранить добычу на месторождениях "Азери", "Чыраг" и "Гюнешли" на прежнем уровне. И похоже, что в ближайшие два-три года затраты не снизятся. А чтобы вернуться к уровню нефтедобычи в 800 тысяч баррелей в день, нужно вкладывать еще больше денег.
Азербайджанское руководство давно позиционирует себя в качестве лидера транскаспийских проектов. С одной стороны, богатые залежи природного газа в месторождениях "Умид" и "Абшерон" компенсируют потери в добыче нефти, с другой стороны, приближается окончательное инвестиционное решение по "Шах-Дениз-2". Если через Каспий и Азербайджан будет идти туркменский газ и казахстанская нефть, официальный Баку объективно встанет во главу угла Евразийской энергетической транзитной политики и будет арбитром во многих спорах. Компания ВР заинтересована в участии здесь. Кроме того, ей небезразлично, по какому маршруту потечет газ в Европу и каковы будут формулы ценообразования. Конечно, демарш главы государства вряд ли означает "красный свет" для нынешнего оператора, однако может активизировать мировых игроков на нефтяном поле.
Можно заключить, что многие обозреватели упорно не хотят замечать экономической подоплеки вопроса и усердно пытаются преподнести ситуацию как политическую размолвку между сторонами. И это несмотря на то, что президент Ильхам Алиев в своем выступлении однозначно отметил, что вопрос касается только бизнеса, и именно экономические интересы ставятся во главу угла.
Высказывая свое отношение к данной ситуации, министр энергетики Азербайджана Натик Алиев заявил, что резкое падение добычи нефти на месторождении "Азери-Чыраг-Гюнешли" должно быть серьезно аргументировано. Министр подчеркнул, что разрабатывается годовая программа, в которой должны быть отражены все мероприятия, и "они должны быть оправданы". "Когда планируется один уровень добычи, а мы видим цифры, значительно отличающиеся от планируемых, то это означает, что либо программа была составлена неправильно, либо мероприятий, которые проводились для стабилизации добычи нефти, недостаточно", - подытожил Натик Алиев.
Неверные рассчеты транснациональных корпораций отрицательно сказываются и на прогнозах относительно роста ВВП страны, считают аналитики. Так, экономист Али Масимли считает ненормальным, что когда-то в Азербайджане прогнозировали рост экономики на 8 %, а он достиг уровня в 35 %. "Теперь же запланировано 10 %, а итог составил 0,5 %. Такие отклонения неприемлемы. Правительство должно изучить этот вопрос и выявить вину транснациональных корпораций", - заявляет эксперт.
Надир Шафиев