Если не кормить Чечню...

Что будет, если Минфин России действительно лишит Чечню особого финансирования, закрыв федеральную целевую программу социально-экономического развития республики? Бюджет РФ в течение пяти лет сбережет запрошенные чеченцами почти 90 миллиардов рублей, на которые планировалось восстановить предприятия. Чечня останется на дотационной игле. Чеченцы будут растекаться по стране в поисках лучшей жизни, активнее уходить в горы и требовать отделения вместе со всеми нефтяными доходами, утекающими к "Роснефти". Сэкономим ли?

Минфин России окончательно прогнулся под националистов и либералов, выступавших под лозунгом "Хватит кормить Кавказ", подразумевая, прежде всего, Чечню. Он поддержал предложение Минрегиона сравнять финансирование республики с другими субъектами Северо-Кавказского федерального округа.

Еще летом федеральные чиновники заикнулись, что пора закрывать программу социально-экономического развития республики, которая в течение 10 лет помогала восстанавливать жилье, инфраструктуру и социальные объекты из послевоенного пепла. Предприятия эта программа почти не затронула. Поэтому, а не потому, что "чеченцы не хотят работать", доля поступлений от местной экономики составляет лишь шестую часть доходов. Из 60-ти с лишним миллиардов рублей бюджета 50 миллиардов Чечня получает в виде дотаций. Теперь их должны урезать примерно на 20 миллиардов.

Решению Минфина предшествовала информационная диверсия одной из федеральных газет, в которой говорилось чрезмерной бюджетной обеспеченности чеченцев на фоне других дотационных субъектов федерации. Со ссылкой на источник в финансовом ведомстве, сообщалось, что на одного чеченца приходится более 50 тысяч бюджетных рублей в год.

Минфин Чечни публично опроверг эти данные. "Если исходить из аналитической информации об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, размещенной на сайте Минфина России, то по состоянию на 1 августа текущего года среднедушевые доходы на одного жителя Чеченской Республики составили 24,93 рублей. В среднем по субъектам Российской Федерации данный показатель составляет 28,39 рублей", - заявила пресс-служба республиканского ведомства. То есть Чечня по уровню бюджетной обеспеченности находится не в лидерах, наравне с Москвой, а лишь на 24 месте.

Кроме того, чеченский Минфин привел сведения по налоговым поступлениям в местный бюджет, которые говорят о двукратном росте с 2007 по 2011 год - с 4,7 миллиардов рублей до 10,4 миллиардов. А что касается транспортного налога, в повальной неуплате которого газета обвинила чеченцев, то автовладельцы по российским законам отдают его лишь через 9 месяцев после окончания очередного налогового периода.

Кстати, сам российский Минфин, хотя и отказал Чечне в миллиардах, все же признал чеченский бюджет самым эффективным среди субъектов федерации в плане расходов. За это чеченцам полагается поощрение в 95 миллионов рублей, которое надо потратить на дальнейшее совершенствование финансовых отношений. Правда, эксперты указали, что рейтинг составляется с учетом не только абсолютных показателей, но и их динамики. Это значит, что первое место Чечне досталось за резкий рывок в повышении эффективности расходов. 

Наверное, стало гораздо меньше таких странных затрат, как страхование депутатов от изнасилования или закупка дорогих иномарок. Но нельзя сказать, что не стало вообще. Как пишет, ссылаясь на сайт госзакупок, один из лидеров партии "Яблоко" Сергей Митрохин, "в августе за 1,5 миллиона рублей был закуплен автомобиль TOYOTA CAMRY для Киноконцертного зала "Центорой" - сельского клуба в родном селе Рамзана Кадырова". А сейчас объявлен конкурс на поставку "Mercedes GL 500" для Пенсионного фонда Чечни за 4 миллиона рублей. Красиво жить не запретишь, но не за счет дотаций же так сорить деньгами.

Похоже, тратить с умом Чечня так и не научилась. Как рассказал в комментарии "Большому Кавказу" чеченский экономист Булат Сардалигар, "неоднократно Кадыров требовал от глав местных администраций быть расторопнее и не надеяться на поддержку "сверху". "На этом пути он около десятка глав администраций сменил, часто с формулировкой - не умеет найти инвестора. Отсюда можно сделать вывод, что проблема федерального финансирования как никогда остро стоит перед руководством республики. Надежды на строительство того же нефтеперерабатывающего завода, думаю, затухают. Помните, когда его вообще хотели строить в Кабардино-Балкарии? Сущая глупость! С трудом согласились его строить в ЧР. Остается надежда на сельское хозяйство и объекты для обеспечения строительной сферы. Но! Любой экономист скажет, что сельское хозяйство - дотационно, и сезонность его финансового климата потребует вообще отдельной программы. В ближайшие годы вернуть имя той советской Чечено-Ингушетии нереально. Обещания Москвы помочь в постройке заводов и фабрик остаются лишь на словах. Складывается такое ощущение, что Москва давно отделила Кавказ", - резюмировал Сардалигар.

В общем-то те, кто требовал перестать кормить Кавказ, выступают заодно и за его отделение от России. Так что они постепенно одерживают верх. Почему? Потому что шикарные проспекты Ахмада Кадырова и Владимира Путина не заменят чеченцам автомобильного завода, агрохолдинга по переработке сельхозпродукции, ГЭС, обувной фабрики, цементного и кирпичного заводов, которые Чечня хотела построить в ближайшие пять лет на почти 90 миллионов рублей, если бы целевая программа была продлена.

Теперь чеченцам, как говорит Булат Сардалигар, "придется туго". Причем те, кто разъезжает на иномарках, не пострадают. Крайними окажутся простые люди. В качестве примера можно привести решение Минфина отказать Минобороны в выделении 2 миллиардов рублей на участие коммерческих фирм в разминировании Чечни. Кто ходит по лесным и горным тропинкам, кто возделывает пашни и больше всего подрывается на боевых снарядах? Не Кадыров, а простые сельские труженики и беспечные детишки.

Весьма вероятно, что из-за отсутствия средств к существованию часть молодежи подастся в другие регионы, а часть пополнит ряды бандподполья. Воевать с террористам, между прочим, будет гораздо дороже, чем финансово поддерживать лояльное население. И надо иметь в виду, что в Чечне все еще жива вера в нефтяную жилу, которую эксплуатирует "Роснефть", оставляя чеченскому бюджету крохи со своего стола. Эту веру могут взять на вооружение и сепаратисты, и имаратчики. А могли бы учесть и в Минфине, подсчитывая, сколько на самом деле отдает и получает Чечня. Как бы сокращение финансирования не вышло дороже, чем новая война.