Некоторые недобросовестные священнослужители нарушают законодательство Азербайджанской Республики. Именно поэтому в обществе все еще можно встретить молодые семьи, браки которых были зарегистрированы не соответствующими государственными органами, а посредством мулл. Зачастую это приводит к нежелательным последствиям, заявляют в Государственном комитете по проблемам семьи, женщин и детей Азербайджана.
В довольно традиционном азербайджанском обществе негативно относятся к институту гражданского брака. Пары, которые предпочитают строить свои отношения таким образом, сталкиваются с недопониманием в обществе. Не желая брать на себя законную ответственность, многие люди обращаются к религиозному браку. Они оформляют кябин или сигя, которые серьезно отличаются друг от друга. Основные различия между ними состоят в том, что кябин предполагает законные долговременные брачные узы, когда и муж, и жена несут полную ответственность друг перед другом. Сигя же, в отличие от кябина, может заключаться на ограниченный период времени, и в этом случае стороны не обременены большими обязательствами.
Но главная проблема, с которой сегодня столкнулось общество, не в формах заключения брака по мусульманским канонам. Дело в том, что сегодня в азербайджанском обществе довольно остро стоит вопрос ранних браков. Согласно законодательству Азербайджанской Республики, нижний возрастной порог для мужчин, желающих жениться, составляет 18 лет, а для женщин - 17. В исключительных случаях органам местной исполнительной власти предоставлено право разрешать вхождение в брак 17-ти летним юношам и 16-ти летним девушкам.
Читайте по теме: Азербайджанкам замуж невтерпеж?
Но, к сожалению, даже такая довольно серьезная уступка не устраивает некоторые молодые пары, сообщает социолог Ризван Гусейнов. По его словам, нередко можно встретить молодых людей, которые женятся в еще более юном возрасте. Естественно, соответствующие государственные органы отказываются регистрировать их отношения, поскольку это является нарушением республиканского законодательства. И тут вступает в силу его величество менталитет. Родители девушки не соглашаются выдавать свою дочку без оформления этих отношений, да и многие родственники со стороны парня не желают вступать в противоречия с законами шариата. И тогда, чтобы заключить брак по законам ислама, молодые обращаются к мулле.
Не надо забывать, что Азербайджан - это светское государство, в котором все взаимоотношения строятся на основании законов, принятых Милли Меджлисом (парламентом). Согласно законодательству страны, только зафиксированный в соответствующей исполнительной структуре брак может считаться действительным. А самое главное, только после этого священнослужители могут, по желанию сторон, оформить их взаимоотношения на основе шариата. В противном случае их действия противоречат законам страны, говорит социолог.
В настоящее время Государственный комитет по проблемам семьи, женщин и детей Азербайджана ведет работу по выявлению нарушений закона со стороны религиозных деятелей. Сотрудниками госкомитета зафиксированы неоднократные случаи незаконного заключения кябина при отсутствии официального свидетельства о браке. Представители госкомитета ведут переговоры с Управлением мусульман Кавказа по этому вопросу. В прошлом году Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей представил правительству страны предложения по ужесточению мер в отношении лиц, допускающих подобные правонарушения. Но, согласно информации, полученной из комитета, это пока не дало никаких результатов.
Самым нелицеприятным является то, что в ряде случаев кябин совершается некоторыми религиозными деятелями за определённое финансовое вознаграждение против воли девочек. Мотивируют они это тем, что заключение брака - это благое дело (халал). При этом иногда забывается, что священный для мусульман Коран запрещает жениться при отсутствии согласия одной из сторон - подобный брак считается недействительным и является харамом (неправедным поступком).
Получается, что нечистоплотные священнослужители, нарушая законы Азербайджанской Республики, наносят вред взаимоотношениям светской и духовной власти. Их жажда наживы может оттолкнуть истинных верующих от института религии, что может повлечь за собой непредсказуемые последствия.
Надир Шафиев