Парламентские выборы в Грузии состоялись. Подсчет результатов еще не завершен. Мы намерены дать серию интервью с самыми разными грузинскими экспертами — и теми, кто поддерживал уже прежнюю власть, и теми, кто был в оппозиции, и теми, кто поддерживал нейтралитет. Они отвечают по большому счету на один вопрос: что будет дальше?
Буквально цитируя одного известного грузинского политолога — "завершилось правление садистского саакоидного режима". Но ожидания и опасения всех тех, кто следил за Грузией последние дни, не оправдались. Никаких беспорядков, вооруженных конфликтов, хаоса в стране не произошло. Саакашвили открыто повторил своё заявление, сделанное ещё месяц назад, что он уходит в оппозицию. Тогда это никто не воспринял всерьёз. Как будут развиваться действия дальше? Эксперты избегают делать преждевременные выводы, предлагая подождать формирования нового парламента и Кабинета министров. О том, каких изменений ждать от внешней и внутренней политики нового правительства, и какие новые параграфы будут вписаны в новейшую историю Грузии, мы говорили с историком Сухумского университета в Тбилиси, Кахой Квашилава.
— Насколько прогнозируем был такой исход парламентских выборов?
— Думаю, этого никто не ожидал.
— С самого начала, ещё задолго до выборов, Михаил Саакашвили был уверен в победе своей партии в регионах. Даже 2 октября он всё ещё отказывался верить, что проиграл и мажоритарные выборы. Что давало ему основание быть уверенным в регионах?
— О том, что сделала правящая партия для регионов, даже спорить нельзя. К примеру, в прошлом году я часто ездил в Марнеули. Если раньше туда я добирался за два часа, то сейчас дорога отнимает всего час. Хорошие отремонтированные дороги — это заслуга Саакашвили. Инфраструктура поменялась. Национальные меньшинства Грузии, азербайджанцы, армяне и другие, во время правления Шеварнадзе почти отлученные от центра, именно во время Саакашвили начали интегрироваться. Исходя из этих факторов, наверное, ожидалось, что регионы поддержат "Единое национальное движение".
— Вы говорите, что такого исхода никто не ожидал. Полного поражения, кажется, даже сами "националы" не ждали, и всё-таки это произошло. Может, политические события в любой стране имеют тенденцию развиваться по своим внутренним законам? И в Грузии наступило время для перемен?
— Я сам историк и, думаю, относительно неплохо разбираюсь в политической истории и политических играх. Приведу вам один пример. Аналогичная ситуация сложилась в Великобритании и США после второй мировой войны, когда в Англии Уинстон Черчиль, можно сказать, выиграл войну, ещё до окончания которой его консервативную партию сменил народ, и парад победы приняла уже лейбористская партия. Так же случилось в Соединённых Штатах. Там после войны лидер демократов и президент Трумен продержался один срок, но по истечении этого срока он проиграл республиканцам, и его сменил Эйзенхауэр. Что я хочу этим сказать? Сколько бы положительного не было на счету у правящей партии, в любом обществе, у любого народа назревает время перемен. Ему нужно что-то поменять. И это право любого народа. Наш народ воспользовался эти правом… Хотя я не из той категории людей, которые видят только поражения и просчёты правящей партии. Грузия за последние 8-9 лет поменялась радикально. Она уже не такая, какой была до осени 2003 года. Это заслуга "Национального движения". Но грузинский народ выразил свою волю, решив выбрать новое правительство. Прав ли он был в своём решении, покажет время. В любом случае, через четыре года у народа снова будет новая возможность.
— Как вы думаете, новая власть оценит то положительное, что было сделано властью предыдущей?
— Не сомневаюсь. Думаю, новая власть примет то хорошее, что было у предыдущей. Во время предвыборных гонок каждая политическая партия старается играть на оппозиционно настроенную часть населения, но как только она приходит к власти, она начинать играть по-другому, правила игры меняются. К примеру, Януковичо. Хотя я не ставлю его вровень с Иванишвили. Это люди разного мышления и разной категории. Во время предвыборной кампании Янукович говорил одно, а став президентом Украины, стал делать прямо противоположное тому, что он обещал русскоязычному населению Украины, которое, собственно, и поддержало его на выборах. С этим мы столкнёмся и в Грузии. Новая власть будет основываться на предыдущей, и она не будет изобретать власть себе заново. Это исключено.
— Главное, чего ждут от Иванишвили, это восстановления отношений Грузии с Россией. Во внешней политике Грузии в отношении северного соседа что-то поменяется?
— Безусловно, новая власть будет иметь свою внешнюю политику, но я думаю, она не будет сильно отличаться от сегодняшней. В коалицию "Грузинская мечта" входят четыре различные политические партии. И у них разное видение и представление внутренней политики страны. Но что касается внешней политики, особенно отношений с Россией, думаю, здесь они будут едины в своём решении. Возможно, начнутся какие-то переговоры с Россией. И это всегда лучше полного отсутствия таковых.
— Исходя из того, что вы сказали — четыре разные партии, как минимум четыре разных видения развития Грузии, как вы думаете, каков риск того, что внутри самой коалиции начнётся борьба амбиций?
— Не исключено, что между членами коалиции будет борьба за лидерство. Возможно, уже через полгода они разойдутся. Две недели назад сам глава коалиции говорил об этом. Скорее всего, так и будет.
— Как вы думаете, Михаил Саакашвили последует совету Бидзины Иванишвили и подаст в отставку?
— Если не случится политического кризиса, а такового не ожидается, то, скорее всего, нет. Я лично не вижу предпосылок для досрочной отставки президента.
— Ускорит ли новая власть в Грузии решение абхазского осетинского вопроса?
— Я, как и многие граждане Грузии, не признаю независимости Абхазии и Цхинвальского региона. Ни один грузинский политик не признает этого. Так что в этом вопросе, независимо от того, какая будет власть в стране, мы все едины. Этот вопрос стоит только под одним углом — вернуть Абхазию и Цхинвальский регион в состав Грузии. Для нас эти два региона — оккупированные территории. Но возможно, что с новой властью начнутся какие-то новые шаги для примирения, наверное, будут новые взгляды. Ещё в 2004 году Михаил Саакаашвили предложил некий "Большой План для примирения абхазов и грузин". Обоим этим народам был предложен большой объём внутренней независимости. Кстати, в создании этого плана играла большую роль Республиканская партия, которая сейчас входит в коалицию "Грузинская мечта". Так что они наверняка и будут разрабатывать новые подходы к решению этих вопросов. Но я уверен, что ни одна из политических партий Грузии, и даже те же республиканцы, никогда не признают независимости Абхазии и Цхинвальского региона, так называемой Южной Осетии. Вопрос только в том, чтобы примирить наши народы — грузин, абхазов и осетин.
Кама Рзаева