Несмотря на скандал с пытками заключенных в Грузии, северокавказские эксперты, опрошенные GTimes, пророчат соседней стране дальнейшее шествие по пути реформ. Издевательства в тюрьмах есть даже в самых демократических странах, отмечают они. А успехи саакашвилевских преобразований очевидны, и жители российского Кавказа успели их оценить, пока для них создан льготный визовый режим.
Пытки заключенных в Грузии, показанные широкой публике, потрясли грузинское общество. Каждый день там бурлят, митингуя, толпы людей. Президент Михаил Саакашвили спешно убирает политические фигуры, раздражающие народ. На носу выборы - 1 октября, и здравый смысл подсказывает, что даром для грузинской «партии власти» этот скандал не пройдет.
Но с Северного Кавказа происходящее в Грузии не кажется таким уж ужасным. В конце концов, в российских тюрьмах тоже пытают. В Ставропольском крае в данный момент идут слушания по делу Вячеслава Мерехи, изнасилованного шваброй в ОВД Предгорного района. Этот случай стал широко известен, потому что этот человек едва не умер, и его родственники записали «предсмертную исповедь» на видео и разместили в Интернете. А сколько подобных случаев остались в тайне из-за стеснения переживших унижения в органах. И неисчислимое количество раз правозащитники заявляли о пытках подозреваемых в экстремизме в следственных изоляторах.
Разница с Грузией лишь в одном - там правоохранительная система создала себе красивую вывеску, в которую очень многие верили и внутри страны, и за рубежом. Поэтому видеоролики издевательств вывали такой переполох. По другую сторону Кавказского хребта силовики и не пытались себя приукрасить. Наверно, поэтому местных общественных деятелей грузинские разоблачения не потрясли.
Представитель "Российского конгресса народов Кавказа" Деньга Халидов заявил корреспонденту GTimes, что скандал из-за преступлений в тюрьмах нисколько не умаляет заслуги нынешней власти в реформировании страны. «Я не считаю, что один факт может дискредитировать всю систему, выстроенную там. По всем признакам, по сведениям целого ряда независимых источников можно судить, что там были громадные успехи в плане борьбы с коррупцией, в частности, в правоохранительной системе», - сказал он.
Лидер кабардинского общественного движения "Хасэ" Ибрагим Яганов, побывавший в «обновленной» Грузии, тоже считает, что тюремные преступлений не влияют на общую оценку достижений власти Михаила Саакашвили. А народные волнения ему даже «очень нравятся».
«Конечно, это снизит рейтинг действующей власти, но больших изменений в расклад сил не внесет. Такие вещи творятся в тюрьмах всего мира, в том числе в американских. Это, конечно, необходимо пресекать. А то, что в Грузии общественность сразу отреагировала, люди вышли на улицу, министр сам подал в отставку, началось расследование, какие-то люди арестованы - все это напрямую указывает на уровень демократии, - подчеркнул Яганов в комментарии корреспонденту GTimes. - В России такое невозможно, хотя ситуация в российских тюрьмах еще хуже. Но люди не выйдут, а если выйдут, их разгонят, а министра МВД еще и наградят за успешные действия против голытьбы. А в Грузии общественные институты работают, власти реагируют, пытаются эту ситуацию выправить».
Поменять политический курс из-за тюремного скандала грузины не захотят, уверен Яганов: «На фоне того беспредела, который творится на Северном Кавказе, Грузия выглядит довольно эффектно. Я не думаю, что народ Грузии, которые имел возможность сравнить полную правовую вакханалию при Шеварднадзе с серьезным порядком, который существует сейчас, будет рисковать и возвращаться к тем же позициям, от которых они ушли совсем недавно».
Года два назад Михаил Саакашвили объявил курс на сближение с республиками Северного Кавказа, как раз для того, чтобы продемонстрировать изменившиеся грузинские реалии. Похоже, его расчет оправдался. «Рядовые жители, выезжая по туристическим путевкам или по делам, отмечают благотворные перемены за последние годы. И отношение к Грузии изменилось к лучшему. То, что они видят там, качественно отличается от того, что видят здесь», - отметил Халидов.
Но опыт Грузии перенести на северокавказскую почву, считает Халидов, все равно не удастся: «Политические решения принимаются в Москве. Реформа правоохранительной системы России провалена. Опыт Грузии в нашей стране трудно реализовать, но можно, при большом желании».
Ибрагим Яганов несколько раз побывал в Грузии после того, как Саакашвили облегчил визовый режим с республиками Северного Кавказа. «Люди ездят, на границе большие очереди. Российские таможенники прилагают неимоверные усилия, чтобы сдержать эту толпу», - рассказал он.
Главное, чему россиянам стоит поучиться у грузин - это законопослушанию, полагает Яганов. «В Грузии сейчас народ стал законопослушным. Оказывается, можно жить, работать и не воровать, а вопрос коррупции - это основная проблема российской государственности», - отметил он.
В свою очередь ингушский правозащитник Магомед Муцольгов, далекий от грузинской политики, отметил, что в последнее время к гостям из кавказских республик власти Грузии относились с особым почтением. «Я был в Грузии год назад. Меня пустили без визы. И по сравнению с другими людьми, которым разрешили там быть 30 дней, мне позволили 90 дней. Но я пробыл четыре дня. Отношение доброжелательное и привилегированное. Можно находиться дольше, не делать визу - достаточно показать паспорт, что ты проживаешь на Северном Кавказе», - поделился он опытом.
Вероятная смена грузинской власти в результате парламентских выборов может изменить и условия проезда через границу. Возможно, у жителей Северного Кавказа отнимут преференции безвизового пересечения, но зато появится перспектива отмены российско-грузинских виз для всех. Как бы то ни было, подчеркнул Муцольгов, независимо от политических решений, отношения народов России и Грузии всегда будут оставаться теплыми.