"Министр по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи легализует невыносимые условия для заключенных и бесчеловечное к ним отношение", - с таким заявлением грузинский Центр по правам человека обратился вчера к Европейскому комитету по предотвращению пыток.
Грузинские правозащитники не раз выносили на обсуждение существующую систему наказания в пенитенциарных учреждениях страны. Выводы каждый раз были неутешительными. Эта система ни в коей степени не направлена на воспитание и исправление заключенных. Наоборот - здесь делается все для того, чтобы подавить личность узника, лишить его всех прав, подорвать его здоровье.
Центр по правам человека в Грузии не раз выражал свое беспокойство по поводу увеличения числа заключенных. Министерство по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи не могло оставить заявления правозащитников без внимания. Там нашли легкое решение проблемы. 7 мая 2012 года в министерстве Хатуны Калмахелидзе выпускается декрет № 63 о введении поправок к ранее изданному декрету № 187 "О параметрах камер заключений и условий содержания в них заключенных". Уже 11 мая новый декрет вошел в силу. По этому документу показатели ограничений по количеству заключенных в тюрьмах возросли. Так, если в тбилисском пенитенциарном учреждении № 1, расположенном на улице Горгасали, дом 85, ранее был установлен лимит в 750 человек, то теперь он увеличился до 1086. А в аналогичном учреждении № 9 лимит поднялся с 970 до 1142, и так по всей Грузии.
Читайте также: Чем страшна грузинская тюрьма
Правозащитники Грузии уверены, что таким образом правительство просто пытается легализовать бесчеловечные условия содержания заключенных.
Фактически происходит следующее: если в некой тюрьме по стандартам Европейского комитета по предотвращению пыток должно содержаться не более 500 заключенных, то на деле там содержат 650, а в показателе количественного ограничения указывают 700 человек. В итоге все должны остаться довольными - и Еврокомитет, и Центр по правам человека. Кроме самих заключенных, разумеется. Им приходится сталкиваться с тюремными реалиями на деле, а не на бумаге. О ситуации в грузинских застенках мы поговорили с правозащитником Учей Нануашвили.
- Батоно Уча, объясните, что на самом деле происходит? Неужели принятие таких абсурдных мер может решить проблему содержания заключенных?
- Понимаете, есть определенные стандарты, рекомендации, которые, исходя из общих условий той или иной страны, дает Еврокомитет. Например, сколько должно быть выделено места для одного узника, чтобы он в условиях заключения чувствовал себя более или менее комфортно. По этим стандартам, на одного заключенного полагается 4 квадратных метра. А министр берет и сокращает эту площадь до 2 и менее кв. метров. Вы только представьте, в некоторых тюрьмах заключенные вынуждены спать по очереди, потому что нет индивидуальной койки. Вы можете себе представить уровень перегруженности тюрем?
- А в чем вы видите решение данной проблемы - в построении новых пенитенциарных учреждений?
- Да, почему бы и нет. Если мест не хватает, значит, необходимо строить новые учреждения. Но для начала надо выпустить политзаключенных и так называемых узников совести, число которых растет после каждой акции протеста.
- Я помню, что еще во время прежнего правительства неоднократно возникала такая проблема, которая после "революции роз" исчезла.
- Сразу после прихода Саакашвили к власти были построены новые тюрьмы. А сейчас число заключенных выросло, этих тюрем не хватает, вот проблема и возобновилась. А правительство, вместо того чтобы решать проблему, просто маскирует ее.
- А уровень вентиляции? Проветривание помещений становится интенсивнее в связи с увеличением числа заключенных?
- Нет, абсолютно ничего не предпринимается для улучшения условий содержания узников. Все только ухудшается. Они едят и справляют нужду в одном и том же помещении.
- Какие еще проблемы заключенных особенно остры на сегодняшний день?
- Раньше заключенные имели возможность читать газеты. Особой популярностью у них пользовались "Резонанси" и "Квирис палитра". Четыре месяца назад им запретили их читать. Сейчас они получают только желтую прессу, кроссворды и спортивные газеты, и то после тщательной проверки. В итоге они оказываются в полном информационном вакууме, - рассказал нам Уча Нануашвили.
Возможно, правительство считает, что создание особо тяжелых условий содержания заключенных - это своего рода воспитательная работа, некий устрашающий метод. Что, выйдя на свободу, они долго будут помнить об этих условиях, и это остановит их от совершения очередного преступления. А пока налицо только одно: заключенные теряют человеческий облик, ожесточаются, а люди, по ошибке попавшие в пенитенциарные учреждения, выходят оттуда уже матерыми преступниками.