Уже совсем скоро, 1 октября, в Грузии состоятся парламентские выборы. Кандидаты развернули агитационные кампании по всей стране. Президент Михаил Саакашвили объявил о готовности правительства содействовать свободе и прозрачности грядущих выборов. Как всегда, планируется присутствие иностранных независимых экспертов, проведение видеосъемки и использование прочих методов контроля. Но, несмотря на все принимаемые меры, нарушений на избирательных участках избежать практически невозможно. Что же является причиной постоянных эксцессов? Об этом мы говорили с Мамукой Кацитадзе - председателем государственной комиссии по уточнению списков избирателей. Темой беседы стал самый неблагополучный и сложный в плане дисциплины на избирательных участках район - Йормуганло.
По структуре Йормуганло - это огромное село, относящееся к муниципалитету Сагареджо, расположенное в Кахетинском районе и населенное преимущественно азербайджанцами. Как известно, национальные меньшинства - стопроцентный электорат властей. И азербайджанцы Йормуганло в этом плане не исключение. Как утверждает Али Бабаев , председатель неправительственной организации "Грузия - моя Родина", во времена прежних выборов за правящую партию из Йормуганло поступало аж 105 % голосов. Представителям оппозиции здесь ничего не светило. Более того, они рисковали быть избитыми, если совались сюда со слишком рьяной предвыборной агитацией.
Так в чем же дело? Где то поле, на котором разыгрывается избирательный беспредел Йормуганло? На наши вопросы отвечает председатель государственной комиссии по уточнению списков избирателей Мамука Кацитадзе.
- Батоно Мамука, сколько потенциальных избирателей насчитывается в районе Йормуганло по предварительным результатам проекта "от двери к двери"?
- 14 тысяч.
- Достаточно много для одного села. Это село известно своей недисциплинированностью. Всякий раз, когда просматриваешь материал, отснятый независимыми экспертами, наблюдаешь одну и ту же картину. Кстати, фильм о прошлых президентских выборах вашего коллеги по партии "Новые правые" Мананы Начкебии тоже отображает проблемы в этом районе. Как вы это объясняете?
- Огромное село, в котором 12 избирательных пунктов. Конкретных точных адресов на селе не существует. Просто село, имя и фамилия человека. А людей с идентичными именами в азербайджанском селе очень много. К примеру, на 14 тысяч приходится 2 тысячи Али Мамедовых. Это я условно говорю. Как в таких условиях прикажете найти конкретного человека?
Читайте по теме: Выборы в Грузии: огласите весь список, пожалуйста
- Но ведь наверняка людей с одинаковыми именами достаточно много и в других районах?
-Да. Но там действует принцип городской системы. Адреса точные и так далее.
- Значит, в маленьком селе вероятность того, что Али Мамедовых будет несколько, мала, в то время как в большой деревне их будет значительно больше, так?
- Так.
- Но ведь это не единственная проблема, действующая здесь. Я видела кадры избирательных участков, где в одной кабине по 5-6 человек одновременно. И то, как представители администраций повторяют каждому избирателю "Беш, беш" ("пять" - номер, под которым выступает партия Саакашвили, прим. автора).
- Это уже вина местной участковой избирательной комиссии, администрации. Поэтому я и говорю, что выборная кампания - это не только избирательный список, за который отвечаем мы, но и честность СМИ, грамотная избирательная администрация, а в особенности работа тех, кто непосредственно в день выборов наблюдает за организацией и ходом процесса. И тот факт, что в одной кабине оказывается несколько человек, это вина участковой администрации. Это все ведет к фальсификации результатов. Один и тот же человек голосует на своем участке за себя, потом едет на другие участки и там выступает как человек с аналогичным именем.
- Но кто-то же за всем этим стоит? Зачем ему, рядовому Али Мамедову, делать это?
- Конечно. Все это контролируется конкретными людьми из правящей партии. Подкупается или запугивается один человек, у которого или родственник - заключенный, или бизнес какой-нибудь. Ему обещают или амнистию для родственника, или еще чего. И вот человек для того, чтобы угодить, начинает своими методами добиваться голосов для правящей партии. Он просит "своих" опустить в ящик вместе с избирательным листком свой паспорт, удостоверение личности, в знак доказательства. Паспорт им потом вернут, а заодно контролирующий весь этот процесс будет знать точно, сколько голосов "сдал" его подопечный.
Читайте также: Почем в Грузии выборы?
По поводу ситуации в Йормуганло мы также беседовали с Али Бабаевым, председателем NGO "Грузия - моя родина".
"Население Йормуганло всегда было против оппозиции. И, отдавая свои голоса единодушно правящей партии, они ждали ответной "благодарности". А что они получили в ответ? Несколько месяцев назад они потеряли 500 га земли, которые власти продали какому-то англичанину, гражданину Ирана, в то время как местные люди на банковские кредиты покупали пшеницу и овес и засеивали ими эти поля. В последний год в Йормуганло арестовали несколько человек из местной администрации. Все это привело к сильнейшему недовольству среди местного населения.
Просыпается дремлющее сознание. Люди начинают требовать свои права наряду с другими гражданами Грузии. Они хотят, чтобы президент, которого они избирают, выступал гарантом. Им нужна уверенность в завтрашнем дне. Сегодня уже нет той симпатии к Саакашвили, которая была в прежние годы. Да, может быть, страх все еще присутствует, но я думаю, что нынешняя власть потеряет к предстоящим выборам голоса жителей Йормуганло".
Предпринято ли что-нибудь для ликвидации избирательного беспредела в Йормуганло? Неизвестно. Мы узнали только одно, что огромное село разделили на 6 деревень. Сколько теперь приходится Али Мамедовых на каждое село и решит ли это проблему в Йормуганло, покажут предстоящие выборы. Остается лишь надеяться, что каждый Али Мамедов придет на избирательный участок и проголосует собственноручно. И у каждого из них будет свое независимое мнение.