Правоохранительные органы Абхазии сообщают об арестах и возбуждении уголовных дел в отношении людей, подозреваемых в сотрудничестве с грузинскими спецслужбами. Судя по всем предшествующим событиям, обстановка на границе Грузии и Абхазии вновь накаляется.
О возбуждении уголовного дела в отношении гражданина Грузии Зураба Торадзе стало известно только накануне, хотя прокуратура Очамчирского района Абхазии возбудила его еще 15 августа. Суд этого же региона уже успел избрать меру пресечения в виде предварительного заключения под стражу на два месяца, то есть до 15 октября.
Зураб Торадзе подозревается в подготовке убийства Лизберта Поцхор-оглы, начальника оперативного отдела направления "Восток" в министерстве обороны Абхазии. Сообщается также, что заказ убить военного Торадзе получил от жителей Грузии, чьи данные в интересах следствия не сообщаются.
У задержанного были изъяты пистолет системы Макарова и автомат Калашникова калибра 7,62 мм с приборами для беззвучной стрельбы. Также сообщается, что Торадзе родился в Днепропетровске, а проживал в Тбилиси, и был ранее судим за вымогательство денег в особо крупном размере. Официальная хроника не объясняет, как Зураб Торадзе оказался в Абхазии, раз он не является жителем страны.
Примерно в то же время, в середине месяца, в одной из деревень в восточной части Абхазии были арестованы трое местных жителей - отец и двое его сыновей. Задержанию предшествовала операция по обезвреживанию боевика, засланного с территории Грузии, в ходе которой он был убит. Все эти события произошли в рамках одной спецоперации, которую провели абхазские спецслужбы.
Продолжим хронологию печальных событий вблизи грузино-абхазской границы. В последние дни мая этого года в центре города Гал, расположенного в 12 километрах от границы с Грузией, в кафе были убиты двое сотрудников местной милиции Леонид Квициния и Дэви Буава, а также случайно оказавшийся с ними в кафе житель одного из приграничных сел. Тогда абхазские правоохранительные структуры заявили о том, что доподлинно установили: теракт был организован грузинскими спецслужбами.
Сотрудник гальской милиции Дэви Буава не мог не знать, что за ним охотятся спецслужбы с другого берега пограничной реки Ингур. В марте этого года в селе Риап Гальского района сотрудники Службы госбезопасности Абхазии задержали одного из членов грузинской диверсионно-разведывательной группы Малхаза Руруа. По показаниям Руруа на предварительном следствии, его группа состояла из четырех человек и была заслана в Абхазию с целью ликвидации Буавы. Эта группа ранее входила в бандформирование "Лесные братья", руководитель которого ныне состоит в официальных силовых структурах Грузии. Другие участники группы смогли скрыться от преследования, а задержать Руруа удалось после того, как он был ранен.
Читайте также: Власти Абхазии путают учебу с религией
Тем не менее Грузинским спецслужбам удалось убить Буаву. Сейчас выяснилось, что опасность угрожает жизням и других абхазских силовиков.
По всему ясно, что война грузинских и абхазских спецслужб не просто продолжается - она обрела новое дыхание. Более того, вне всякого сомнения, грузинские спецслужбы решили вернуться к тактике диверсионной войны, хорошо знакомой им со времен 90-х годов прошлого века.
После прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили, как мы знаем, бандформирования были распущены, а некоторые их лидеры даже оказались в тюрьме. Но теперь в их услугах явно нуждаются вновь. И об этом, в частности, говорит то, что бывшие деятельные участники преступных групп снова находятся в строю, только теперь - в рядах официальных военных формирований.
Вспомним, что некоторое время назад лидеры грузинской оппозиции, в частности Иракли Аласания, обвинили власти страны в том, что в приграничном с Абхазией городе Зугдиди в частных домах квартируют бойцы непонятных формирований. Возможно, что это именно те бойцы, в задачу которых входит дестабилизация обстановки в приграничных регионах Абхазии.
Вялотекущая война спецслужб двух противоборствующих сторон, собственно, никогда не прекращалась. Между ними за почти два десятилетия пролилось слишком много крови. И тем не менее казалось, что практика массового террора, организации убийств и рэкета населения, чем занимались называвшие себя "партизанами" грузинские формирования в Абхазии в 90-х и нулевых, в прошлом.
Сейчас все может повторится вновь. До самых последних событий - задержания абхазскими спецслужбами людей, подозреваемых в сотрудничестве с грузинскими спецслужбами - инициатива была, вероятно, на грузинской стороне. Впрочем, это было в какой-то степени спектаклем. Один за другим на грузинской границе задерживали жителей Гальского района Абхазии, которых затем обвиняли в попытке проведения терактов в Грузии, разумеется, по заданию российских спецслужб.
С технической точки зрения, спектакли организовывались настолько слабо, что не удавалось достичь даже сколько-нибудь значительного информационного шума. Дело Малхаза Колбая - одна из таких историй. Разумеется, после задержания, в ходе которого ему прострелили ногу, Колбая "во всем" признался. Но на суде дело стало разваливаться, настолько слабо работает обвинение в рамках этих сфальсифицированных дел.
С одной стороны, пока грузины занимались театральными постановками, страдали жители Абхазии, несколько человек до сих пор находится за решеткой в Грузии. Но с другой стороны, в регионе было спокойно. События же этого года показывают, что грузинские спецслужбы перестали играть.
Антон Кривенюк