Бондо Шаликиани - жертва грузинской политики?

В Минске, столице Белоруссии, 7 августа был убит бывший член парламента Грузии Бондо Шаликиани. Во времена правления Шеварднадзе он был одним из самых влиятельных людей в стране, фактически "смотрящим" региона Имерети. После "революции роз" у него, разумеется, появились проблемы с новыми властями, из-за которых он и оказался в Минске.

Многие СМИ, сообщая о убийстве Шаликиани, назвали его криминальным авторитетом. В середине нулевых годов власти Грузии действительно обвиняли его в связях с бандитским миром. Скорее всего, так и было, ибо во времена Шеварднадзе человек уровня Бондо Шаликиани вряд ли мог обойтись в Грузии без дружбы с криминалом.

Валерий Гелбахиани, один из бывших "бонз" эпохи Шеварднадзе, недавно вернулся на родину из Белоруссии, где прожил в эмиграции несколько лет. В интервью GTimes он сказал, что уверен в заказном характере убийства Шаликиани.

Екатерина Миндадзе, супруга Шаликиани, и двое их детей живут в Кутаиси. Миндадзе фактически обвиняет нынешние власти в убийстве мужа. "В этом замешаны те люди, которые незаконно отняли у нашей семьи имущество и вынудили Бондо покинуть Родину", - говорит она.

Шаликиани контролировал бизнес нефтепродуктов в Имерети. Также ему принадлежала телекомпания "Кутаиси". Можно сказать, он был магнатом. Занимался производством медикаментов, игровым бизнесом, медью.

Бондо Шаликиани начал политическую деятельность в 1990 году. В 2002 году он был избран членом Кутаисского сакребуло, а 2003 году, после парламентских выборов, стал членом грузинского парламента. Баллотировался он как мажоритарный депутат от города Ткибули.

Прошло всего несколько месяцев после "революции роз", и Шаликиани был арестован. Это произошло 5 марта 2004 года. Новые власти отдали должное влиятельному бизнесмену: одеть на него наручники приехал лично тогдашний министр внутренних дел Ираклий Окруашвили, ныне тоже политэмигрант. Арест проходил в лучших традициях 30-х годов прошлого века. К магнату ворвались в три часа ночи и взяли его почти голым, в одних трусах.

Через несколько месяцев Шаликиани освободили, но за это время его бизнес изрядно "похудел". Отобрали сеть бензозаправочных станций, акции Кутаисского автозавода и курорта Саирме, фармацевтический завод в Кутаиси, телекомпанию и многое другое.

После этого Шаликиани переехал жить в Россию и получил гражданство этой страны. Но в 2007 году Министерство внутренних дел Грузии возобновило против него уголовное дело, обвинив его в преступлениях, якобы совершенных в начале 1990-х годов. Речь идет о похищении человека, вымогательстве, а также факте членства в криминальном сообществе. Его заочно приговорили к 13 годам тюремного заключения.

Екатерина Миндадзе, супруга Шаликиани, тоже пыталась включиться в политические процессы. Во время парламентских выборов 2008 года она была кандидатом в мажоритарные депутаты от города Ткибули. Ее выдвигали "Христиан-демократы". Но попытки Миндадзе быстро пресекли. В 2009 году грузинские правоохранители арестовали сына Шаликиани, обвинив его в незаконном ношении оружия и попытке умышленного убийства. Разумеется, Миндадзе немедленно прекратила политическую борьбу.

Расследование убийства Бондо Шаликиани только началось. Но в Грузии уже идут разговоры об убийце бывшего магната. Самой популярной стала версия о том, что его заказали силы, связанные с действующими властями. Якобы в связи с тем, что у Шаликиани были отношения с оппозиционными партиями и он выполнял немаловажную роль в их деятельности. Хотя в чем именно заключалась эта роль, неизвестно.

Напомним, что не так давно в Москве был убит другой бывший высокопоставленный грузинский чиновник, генерал Роман Думбадзе. Так же как и Бондо Шаликиани, Думбадзе давно был не у дел. Так что нынешнее убийство явно показывает некую тенденцию. Возможно, "старые волки" грузинской политики действительно каким-то образом участвуют в нынешних политических играх. И это кого-то очень сильно не устраивает. 

Нато Велиа