Несколько дней назад в одной из больниц города Сочи умер 13-летний мальчик, отдыхавший в абхазской Гагре. Врачи не смогли спасти ребенка. Мы провели небольшое расследование этой ситуации, чтобы попробовать ответить на вопрос о том, что стало причиной трагедии - халатность врачей, недосмотр родителей или задержка в пути из-за пробок на российско-абхазской границе.
Это уже вторая трагедия за нынешнее лето на черноморском побережье. В обоих случаях дети с родителями отдыхали в Гагре. В одном случае ребенок умер после операции по удалению аппендицита, не долежав положенное время в больнице, во втором смерть наступила из-за хронической болезни.
13-летний Алексей Шутарев отдыхал на море с мамой и младшим братом. Он был болен сахарным диабетом, но, как говорят его близкие, это не мешало ему активно жить. На море ребенку стало плохо. Как сообщают СМИ, "из-за жары и пищевого отравления сахар в крови мальчика резко подскочил". В местной больнице ребенку поставили капельницу, после чего родители решили отвезти его в Сочи, где он и скончался.
В этой истории, о которой рассказали уже многие средства массовой информации, есть несколько "героев". Это абхазские и российские врачи, которые не смогли предотвратить смерть ребенка, его мать, которая, как считают врачи, поздно обратилась за помощью, и пограничники на российско-абхазской границе, которых обвиняют в том, что они непозволительно долго занимались оформлением необходимых пограничных процедур. На пограничников и были "спущены собаки" в первую очередь.
Контрольно-пропускной пункт на реке Псоу этим летом почти постоянно находится в эпицентре скандалов. Информационное общество добралось и сюда, и теперь СМИ и частные блоги переполнены информацией об огромных очередях, давке и пробках. Собственно, слухи о смерти ребенка на границе из-за перегрева появились неделю назад. Тогда их опровергли, но сохранить в тайне информацию о смерти мальчика, которого везли через границу, не удалось.
Спустя несколько дней и российские, и абхазские пограничники все-таки подтвердили информацию о больном ребенке, который умер спустя короткое время после пересечения границы. Но в их данных был разнобой. Абхазские пограничники сообщают о том, что беспрепятственно пропустили машину с больным на нейтральную территорию, где его приняли сочинские врачи. И было это около десяти утра. Российская сторона утверждает, что все это происходило ранним утром. В СМИ распространилась информация о том, что пробки на границе отняли крайне драгоценное время.
Мы дозвонились до родителей Алексея, которые отвергли версию о проблемах на границе. "Это было ранним утром, около семи утра. Дороги были абсолютно пустые. Выезжая с Гагры, мы посмотрели в Интернете трафик, все было свободно. Какое-то время мы ждали скорую из Сочи, она приехала довольно быстро", - говорит Наталья, мать ребенка. Но Валерий, отец мальчика, который не смог с нами долго разговаривать, иначе оценил эффективность медиков. "Они даже не могли укол сделать, а скорая ехала очень долго", - сказал он, впрочем, не уточнив деталей.
Во всяком случае, несмотря на разнобой в данных, пограничники в целом дают правдивую информацию - проблем с пересечением границы у семьи Шутаревых не было.
Значит, самое время обвинить в смерти ребенка врачей, как гагрских, так и сочинских. В центре уже второго скандала, связанного со смертью ребенка, отдыхавшего на курорте Гагра, оказывается местная больница. В этот раз сообщалось о том, что в Гагре ребенку сделали самые необходимые процедуры, то есть поставили капельницу, а дальше посоветовали обращаться в Сочи, так как на месте не могли оказать дальнейшую помощь. Однако главврач больницы Вячеслав Аргун описывает ситуацию иначе.
"Мать и ее сын приехали к нам около половины второго ночи. Она сама - медицинский работник, а учитывая то, что ребенок хронически болел сахарным диабетом, у них всегда под рукой глюкометр. На момент его доставки в больницу уровень сахара в крови был 17,5 при норме 6,5 В домашних условиях она делала ему капельницу и после того, как это не помогло, она обратилась к нам. После процедуры уровень сахара снизился до 8. Мы не могли отпустить их из больницы в таком состоянии, они должны были оставаться здесь. Однако мать сетовала на то, что у них уже куплен билет на поезд и им надо ехать. Они написали расписку и уехали. В больнице они пробыли полчаса. Мы не отправляли их в сочинскую больницу. Это специальная процедура, когда мы просим сочинских коллег о помощи, и это соответствующим образом оформляется. В данном случае они поехали на границу на частной машине хозяина гостиницы, в которой жили, и уже после пересечения границы вызвали скорую", - рассказал нам главный врач Гагрской больницы Вячеслав Аргун.
Опрошенные нами специалисты не смогли дать однозначного ответа на вопрос, что же стало причиной смерти ребенка. "Уровень сахара вновь подняться до критической отметки не мог. Я предполагаю, наоборот, что он упал. Знаете, что могло произойти, если после приема инсулина человек не покушает? Сахар может вообще упасть, наступит гипогликемическая кома. Мне так кажется, что это и произошло", - выдвигает свою версию глав врач Гагрской больницы.
Врачи диагностировали смерть в результате развившейся на фоне гастроэнтерита сердечной недостаточности.
Алексей Шутарев жил в селе Чемодановка, неподалеку от Пензы. Похороны прошли только вчера, и его близкие с трудом говорят о произошедшем. "Я сама не понимаю, почему всё так произошло. До сих пор в голове не укладывается, неужели совсем ничего нельзя было сделать, ведь много таких случаев, когда попадают в больницу и спасают жизни, а нашего мальчика не спасли. Ну как так?" - говорит двоюродная сестра Алексея Яна Новоженова. Родители мальчика немногословны. Он был болен, но в его случае болезнь казалась вполне совместимой с жизнью.
Антон Кривенюк