В тактике противников в пропагандистской войне между Арменией и Азербайджаном со временем начинают проявлять схожие черты. Почти весь дискурс сводится к одному: "Мы сильные, они слабые, мы хорошие, а враг плохой". Известный армянский политолог, директор Института Кавказа Александар Искандарян в интервью корреспонденту GTimes характеризовал армяно-азербайджанскую информационную войну как "бои быков", которые малоэффективны и в основном наплавлены на внутреннюю аудиторию.
- Судя по СМИ, в последнее время в антиармянской пропаганде Азербайджана и антиазербайджанской пропаганде Армении замечается определенное сходство. По вашим наблюдениям, какие основные схожести и различия существуют между принципами пропаганды?
- Между пропагандой в Армении и Азербайджане, конечно, есть схожести, но есть и принципиальные отличия. Схожесть заключается в том, чтобы своя сторона выглядела правой, а противоположная сторона - наоборот. Это классика, ничего особенного здесь нет, и она всегда проявляется в конфликтах такого рода. Однако есть и серьезные отличия в самих пропагандистских операциях. Все эти пропагандистские операции состоят из двух больших элементов. Первое - работа на собственное население, а вторая - работа на внешний мир. Есть также третья составляющая - при работе на внешний мир повлиять на страну противника. В этом плане сильно отличают виды пропаганды, так как стороны разные. Во-первых, Азербайджан потерпел поражение в войне, а Армения победила. Соответственно, в азербайджанской пропаганде, особенно в той, которая направлена на внутреннее потребление, есть много реваншизма, который сводится к следующей фразе - "Армения слаба, мы разбогатеем, экономические ресурсы конвертируем в военную мощь и вернем наши территории".
- Почему, на Ваш взгляд, в Азербайджане, как Вы говорите, придается большая важность пропаганде, направленную на внутреннее потребление?
- Страна действительно, по объективным причинам, должна быть богаче Армении, так как там есть энергоресурсы. В то же время социальное положение населения довольно тяжелое, существует большая поляризация, индекс Джини ужасный, практически нет оппозиции, люди подвергаются репрессиям, власть передается наследственным путем - это фактически султанат. Это все необходимо каким-то образом объяснять своему народу. Здесь всплывает на поверхность карабахская проблема, которая центральная для Азербайджана. В Армении этой реваншистской составляющей нет или почти нет, так как нет в этом нужды, ведь в войне армянская сторона победила. Территория Карабаха, за небольшим исключением, под управлением армян, и нет острого ощущения поражения. Соответственно, пропаганда в Армении, которая направлена на внутреннее потребление, отличается от азербайджанской. Азербайджанская пропаганда отвечает на ту ситуацию, что уже 18 лет Баку не контролирует территорию, которую считает своей. Так и будет как минимум еще очень долго, и это нужно как-то скрывать. Азербайджанское общество более фрустрированное, оно потерпело поражение, соответственно, существует элемент, который этому обществу удается проглотить. Одним из этих элементов является убеждение в том, что победили на войне не сами армяне, а им помогли. Эта была не победа Армении, а России или христианского мира. Это как-то надо объяснить, так как армян меньше было по численности, ситуация в начале войны была хуже, а вооружений у Азербайджана было больше.
- Как воспринимается в Азербайджане образ армян?
- Образ армян воспринимается довольно двояко. Это и образ чего-то слабого - что в Армении ситуация ухудшается, все голодают и убегают из страны. С другой же стороны армяне очень сильные, они управляют всем миром. Они везде, и везде у них сильное лобби. Именно эти образы работают и на внутренний рынок. Как они работают в плане эффективности, это совсем другой вопрос. Верят ли реально азербайджанцы тому, что армяне управляют миром и что все они ослабли и уехали из страны с другой стороны, это сложно сказать. Нет социологии, исследовать никому не позволяют. То, что есть в виде исследований - это тоже пропаганда. Далее - работа на Армению, где говориться о том, что Азербайджан богат и силен. Это метод запугивания противника, что всегда происходит в ассиметричных конфликтах. Ибо говорить простому азербайджанцу, что он сильный и богатый, контрпродуктивно, поскольку он там живет и прекрасно видит ситуацию. Он получает деньги от гастарбайтеров, видит, что деньги от нефти не растекаются по всему обществу, что центр Баку и остальной Азербайджан - разные понятия. В стране происходят голодные бунты, как в Губе. Армянская же сторона не видит серьезной необходимости убеждать азербайджанцев, что они слабы. Самым главным моим доводом здесь будет то, что большей пропаганды, чем ситуация, которая не меняется с 1994 года, не может быть. Уже на протяжении 18 лет после окончания войны ситуация остается прежней. Да, вы такие сильные, и что? И почему же эти сильные строят стену на границе, чтобы отгородиться от Карабаха? Почему же слабые армяне строят дорогу через Кельбаджар, который якобы нужно будет отдавать?
- Если виды пропаганды разные, что исходит из отличия ситуаций? Тогда разными должны быть и структуры самой пропаганды. Как, по вашему мнению, выстраиваются специфика структур пропаганды в Армении и Азербайджане?
- Азербайджанская пропаганда принципиально более централизованная и финансируется государством. Выделяются на это большие ресурсы. Армянская пропаганда, наоборот, довольно децентрализованная, этим очень часто занимается не государство, а люди, организации в разных странах. Один певец может делать больше, чем миллиард долларов. Конечно, деньги тоже влияют, но слабо. Например, в каком-то европейском городе Баку приложил много усилий, потратил деньги, организовал какую-то выставку, и потом туда приехал Шарль Азнавур с гастролями. Специфика армянской пропаганды за рубежом заключается в том, что этим занимаются люди из диаспоры, которые там родились и выросли. Они - члены элит, чувствуют свои страны, понимают, как работать там, могут встретиться с премьер-министрами, министрами, президентами, крупными бизнесменами. Против них существует посольство (Азербайджана), при котором существует фонд, который финансируется, и огромная часть этих денег съедается. В то же время большие деньги тратятся на проекты, которые представляются правильными для людей в Баку. Даже при всей этой массированной работе средний американец или европеец, что такое Армения, может быть, и не знает, но что такое армянин - знает. Образ армянина у него скорее положительный, чем отрицательный. Однако он не знает, что такое Азербайджан, он не слышал об этом, так как обусловленные деньгами пропагандистские кампании работают на очень узких рынках.
- Такого рода пропагандистские кампании сейчас осуществляются и со стороны Армении. Как вы думаете, насколько они эффективны?
- Подобного рода пропаганда, которая осуществляется и со стороны Армении, также не продуктивна. Эти обязательные бои и доклады друг друга, что "мы хорошие, а вы плохие", почти не работают. Представьте себе, одна очень богатая организация «Тутси» организовала в Ереване кампанию, провела несколько выставок и заказала некоторые статьи в газетах про то, что хуту плохие. Одновременное ответную акцию проводила в Ереване и какая-то организация хуту про то, что «Тутси» плохие. Результат будет нулевым. Соответственно, создается некоторая искаженная картина, так как изнутри нашего региона результаты нашей пропаганды видятся абсолютно не так, как извне.
- Я так понимаю, что такого типа пропаганда не оказывает никакого воздействия и на политиков, тем более на политику в целом. Или я ошибаюсь?
- Да, кончено, это так, ибо политику совсем безразлично, кто прав, а кто нет. Он не оперирует понятиями, кто хороший, кто плохой. Этот "бой быков" он воспринимает как часть политики. Он подходит к вопросу с точки зрения интересов и ресурсов. Если он считает, что нужно ставить на нефть, он это будет делать независимо от всего. Например, сейчас в мире за закрытыми дверьми все политики признают Геноцид армян, но они говорят, что им сейчас не выгодно это признавать. То есть, извините, ничего личного. Кроме того, здесь нужно учитывать и религиозный фактор. В христианском мире к мусульманам массово относятся определенным образом, а к христианам по-другому. Мусульманам легче работать в исламском мире, и наоборот.
- Последний вопрос. Если пропаганда на внешнем рынке малоэффективна, тогда зачем на это тратятся средства, зачем вообще это делается?
- В огромной степени для того, чтобы повлиять на внутреннюю аудиторию. Это отраженное действие. Государство может потратить большие деньги, приложить много усилий, чтобы потом заявить о том, что зимняя Олимпиада будет проводится "у нас в Сочи". Конкурс «Евровидение» проводился в Азербайджане. То есть это доказательство того, что они сильные. Азербайджан после немалых усилий стал непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Что это означает с точки зрения реальной политики? Понятно, что ничего. Однако необходимо, таким образом, что-то сказать своему населению, ибо нельзя им говорить, что "мы не в состоянии брать Карабах".
Беседовал Аршалуйс Мгдесян