Почем в Азербайджане отравиться?

Начался сезон сбора и продажи бахчевых, и вопрос о стоимости арбуза стал одним из самых актуальных не только в Азербайджане. В прошлом году в это время в Баку и окрестностях килограмм арбуза стоил 15 гапиков. К середине августа цена этой бахчевой культуры упала до 10 гапиков. Да и в этом году все шло по тому же сценарию. Но вдруг ситуация резко изменилась не в лучшую сторону.

Началось все с того, что в одном из районов страны семья из 5 человек отравилась арбузом. К счастью, отравление было легким и пострадавшие не были госпитализированы. Но сам факт был взят на заметку. Соответствующие республиканские органы сразу же сообщили, что отравления происходят потому, что бахчевые, которые продаются вне рынков и магазинов, не проходят соответствующего контроля качества продукции. В итоге в них, как правило, обнаруживается высокий уровень концентрации пестицидов и других химических удобрений. Жители, услышавшие это, были возмущены и обрадованы одновременно. Возмущены тем, что их травят, причем за их же деньги. И обрадованы, что наконец с этим будет покончено. В течение одного дня с улиц исчезли грузовые автомобили, которые занимались продажей бахчевых. Первый этап плана был успешно выполнен. Но после начинается самое интересное.

Как нам сказал президент Союза свободных потребителей Азербайджана Эййуб Гусейнов, предпринятые меры абсолютно не сказываются на качестве продаваемых продуктов. Ведь проверка качества сельскохозяйственной продукции практически не проводится. Несмотря на то что министерство сельского хозяйства закупило очень дорогое современное оборудование для проверки, во время совместного рейда представителей общественной организации, возглавляемой Гусейновым, и чиновников Минсельхоза на одной из воскресных ярмарок было выявлено, что товар продается потребителям, минуя всякую проверку. Аппаратура, о которой было сказано выше, простаивает. Но даже портативное, не столь чувствительное оборудование, которое имелось у местных представителей санэпидемнадзора, зашкаливало при проверке чуть ли не всех помидоров, продаваемых на ярмарке, говорит Эййуб Гусейнов. А про арбузы и говорить не приходится. Выходит, что предпринятые меры по улучшению надзора за качеством продукции не дали ожидаемых (или, во всяком случае, обещанных потребителям) результатов.

По мнению Гусейнова, для успешной борьбы с некачественной сельхозпродукцией надо вести точный учет всех фактов отравления, изучать их форму и тяжесть и проводить исследование продуктов, явившихся причиной отравлений. Эксперт считает, что эта работа в стране налажена, мягко говоря, слабо. Статистика отравлений почти не ведется. Достаточно привести один пример, говорит Гусейнов. "В относительно благополучной Австралии в год регистрируется порядка 20 тысяч случаев пищевого отравления. В Азербайджане же этот показатель равен 1000. Для сравнения: население Австралии 23 миллиона, а Азербайджана - 9 миллионов". По мнению эксперта, этот показатель доказывает, что статистика отравлений в Азербайджане ведется очень слабо. А факт продажи недоброкачественной продукции на рынках и сельскохозяйственных ярмарках показывает, что, несмотря на все предпринятые меры, потребитель все еще рискует отравиться любимой едой.

По словам Гусейнова, оптовики сильно сбили цены на арбузы в начале сезона. Ранний арбуз, который обычно бывает самым дорогим, покупался на плантациях по цене 3-5 гапиков за килограмм. Эта цена была намного ниже себестоимости продукта, поэтому многие производители отказывались продавать арбузы. Чтобы обеспечить хоть какую-то прибыль, они попытались самостоятельно продать свой товар. Но запрет на розничную торговлю с временных торговых точек свел на нет все усилия производителей. В итоге отчаявшиеся фермеры отказались продавать арбузы вообще. По словам Гусейнова, многие из них скормили арбузы коровам, так как посчитали это более выгодным, чем отдавать их скупщикам по предлагаемой цене. Другая часть производителей вынуждена была все-таки продать продукцию оптовикам, чтобы не возвращать арбузы обратно в свои районы. Ведь это дополнительные расходы. А тут хоть какие-то деньги. В результате оптовики превратились в импровизированных монополистов арбузов и, пользуясь моментом, решили заработать побольше денег.В итоге, несмотря на то что уличная торговля бахчевыми запрещена, дыни и арбузы с улицы никуда не делись. Вернее, они делись - на прилавки магазинов и рынков. Потребитель же, желающий полакомится сезонными деликатесами, вынужден платить в среднем на 30-35 процентов дороже, чем 10 дней назад. Но раз это тот же самый товар, то почему в таком случае повысилась стоимость арбузов?

Получается, что принятые меры подействовали на производителей и продавцов. Потребители же как ели недоброкачественную продукцию, так и продолжают ее есть. Разница только в том, что раньше ее можно было купить в шаговой доступности и по более низкой цене.

Надир Шафиев