Проблема нетрадиционных религиозных организаций, культов и сект назрела в Армении уже давно. Количество их последователей составляет порядка 360 тыс. человек - более 10% от общего населения. Официально в Армении зарегистрированы 67 нетрадиционных религиозных организаций, однако, как утверждают эксперты, на самом деле их количество достигает 200. Обеспокоенность вызывает тот факт, что политические силы могут использовать последователей сект в своих целях.
"Средний мировой показатель распространенности последователей нетрадиционных религиозных организаций и сект в государствах составляет 1,5 % от общего населения", - подчеркнул на пресс-конференции в Ереване 11 июля глава общественной организации «Центр реабилитации и помощи жертв деструктивных культов» Александр Амарян. На его взгляд, высокий процент сектантов в Армении объясняется тяжелым социально-экономическим положением граждан. "Люди часто вступают в секты для решения именно социальных проблем. Даже, например, в отчете религиозной организации "Свидетели Иеговы" говорится о том, что за последний год в общину вступили 1000 человек, из которых 400 покинули ее к концу года", - подчеркнул Амарян.
Дотации извне и бизнес в Армении
Деятельность сект и нетрадиционных религиозных организаций в Армении активно спонсируется из-за рубежа, подчеркнул Александр Амарян. На его взгляд, центры действующих в Армении сект расположены в основном в США, Германии, Греции и Китае. "Например, центры таких религиозных организаций, как "Слово жизни", "Свидетели Иеговы" находятся в США и управляются оттуда", - сказал он. Самой крупной религиозной организацией в Армении, по его словам, является Евангелистская церковь, число последователей которой, по различным данным, колеблется от 25 до 100 тыс. человек.
Согласно информации Амаряна, ежегодный приток средств из-за рубежа, направленных на поддержание деятельности религиозных организаций, составляет около $ 1 млн. "Большая часть средств приходит под видом благотворительности и гуманитарной помощи. Меньшая часть товаров гуманитарной помощи раздается членам религиозных организаций, а большая попадает на рынок и обеспечивает высокие доходы для лидеров сект", - проинформировал борец с деструктивными культами.
Между тем он подчеркнул, что в своей деятельности религиозные организации стали довольно гибкими: они действуют, совмещая бизнес-интересы с пропагандой своих учений. "Многие члены религиозных организаций и сект хорошо интегрировались в такие сетевые маркетинговые компании, как Faberlic и Mary Kay. Таким образом, они совмещают проповедь своих идей с сетевым маркетингом", - обобщил он. Как считает Амарян, многие религиозные организации, вербуя и зомбируя людей, вымогают у них деньги и даже квартиры. "В нашем центре сейчас есть такое дело. Одного парня поместили в психологическую клинику после того, как он стал последователем Харизматической церкви, а его квартиру присвоили", -проинформировал он.
Как секты становятся политическим фактором?
Целью формирования любых сект и нетрадиционных религиозных организаций является не пропаганда веры в Бога, а власть и деньги, заявил Амарян. "Их основная цель - вербовка как можно большего числа людей для концентрации власти и денег в своих руках. То есть формируются массы людей, которые безоговорочно подчиняются указаниям своих предводителей", - подчеркнул он. Секты довольно глубоко укоренились в армянском обществе и их представители работают как в полиции, так и других государственных структурах, рассказывает Амарян. Не вдаваясь в подробности, он подчеркнул, что сектанты есть и среди высокопоставленных официальных лиц Армении.
В предвыборный период были политические силы, которые, по его словам, для расширения своей электоральной базы вели переговоры с лидерами религиозных культов. Речь идет о прошедших парламентских выборах 6 мая текущего года. "От этой тактики из участвующих в электоральной борьбе политических сил отказались только правящая Республиканская партия Армении, Коммунистическая партия и коалиционная партия "Оринац еркир", - сообщил спикер.
Обеспокоенность проблемой превращения нетрадиционных религиозных организаций в политический фактор выражает и Армянская Апостольская Церковь (ААЦ). Настоятель ереванской церкви Святой Троицы, иерей Есаи Артенян по этому поводу сказал, что тысячи адептов сект - реальный избирательный и управляемый электорат, что представляет собой "лакомый кусок" для политиков. На его взгляд, вопрос в том, что обещают политики взамен и какие уступки требуют договаривающиеся с ними лидеры сект. "Многие секты в Армении имеют свои издания, интернет-страницы и даже телеканалы. Телеканалы они не открыли, а просто купили работающих там людей", - сказал иерей.
Законодательное поле хромает
Для эффективной борьбы с деструктивными сектами, коими, по словам Александра Амаряна, являются неподотчетные религиозные организации, необходимо формировать нормальное законодательное поле и подготовить хороших специалистов. "Привлекательность сект заключается в том, что там заботятся о людях, слушают их проблемы, внимательны к их трудностям", - сказал он.
Начальник управления по вопросам национальных меньшинств и религии аппарата правительства Армении Вардан Асцатрян считает, что в республике нет сект, а есть официально зарегистрированные религиозные организации, действующие в рамках закона "О свободе совести и религиозных организациях". На его взгляд, сектами являются все те религиозные организации или объединения, которые совершают незаконные действия.
В законодательстве, по словам экспертов, есть достаточно лазеек и неточностей. Например, законом запрещается "ловля душ", однако не уточняется значение этого термина и не предусмотрено наказание за указанное действие. Асцатрян выступает за ужесточение законодательных мер по установлению контроля над религиозными организациями, чтобы в случае необходимости в этих общинах проводились проверки.
Аршалуйс Мгдесян