Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию, где Абхазия и Южная Осетия названы "территориями, оккупированными Россией". Российская делегация на этот раз отступила от традиционной позиции: при голосовании она воздержалась. Представители РФ назвали голосование в ОБСЕ "антироссийским", но основную идею документа - разумной. В Сухуме и Цхинвале такого жеста не поняли. О том, почему Россия на этот раз не высказалалась "против", с GTimes беседовали эксперты.
Для Грузии Абхазия и Южная Осетия напрямую связаны с проблемой вынужденных переселенцев с "оккупированных территорий" - одной из главных неудач режима Саакашвили. Беженцы были приняты, мягко говоря, негостеприимно. Отчаяние и агрессия переселенцев переросли в оппозиционные настроения. В лагере "возвращенцев" немало звиадистов и сторонников Бидзины Иванишвили. Пока что грузинские власти предлагают им "сливать негатив" в интернете. На грузинских форумах можно часто увидеть посты с призывами вроде "Оккупанты! Верните мне мою Самачабло!" или "Хочу домой, в Абхазети". Но на международном уровне одними эмоциями дело не решить, и Грузия не один раз поднимала вопрос переселенцев в ООН и ОБСЕ.
В 2008 году за проект резолюции о признании грузинского населения Абхазии и Южной Осетии "временно перемещенными лицами, имеющими право на возвращение" проголосовали 14 стран. В 2009 году аналогичный проект получил 48 голосов, в 2010 году - 50. 29 июня 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла очередной представленный Грузией проект резолюции, касающийся грузинских беженцев (57 голосов "за", 13 "против" и 75 воздержались).
Одним из главных камней преткновения был вопрос юридического статуса Абхазии и Южной Осетии. Согласно международному законодательству, гуманитарные миссии ООН и ОБСЕ не могут работать на каких-либо территориях, если какая-то страна-член Совбеза ООН выступает против. До 2012 года ООН и ОБСЕ, не решаясь "напороться" на Россию, оставляли за этими территориями статус "непризнанных республик". Теперь ситуация изменилась. 3 июля 2012 года Генассамблея ООН приняла резолюцию под названием "О статусе внутренне перемещенных лиц из Абхазии (Грузия) и Южной Осетии (Грузия)". Красноречивый заголовок документа говорит прямо: по мнению ООН, Абхазия и Южная Осетия являются неотъемлемыми частями Грузии. В тексте резолюции говорилось, что все выходцы из этих "частей", которые нашли приют в Грузии, имеют право на пакет вынужденного переселенца: возвращение в район проживания, льготный статус и моральную компенсацию. Кто конкретно будет компенсировать, зависит от того, в каком статусе находятся территории. По законам, кто "выгнал", тот и платит. Абхазия и Южная Осетия ни о каком возвращении и тем паче компенсациях грузинам слышать не хотят, в этом с ними солидарна и Россия. Для ООН и ОБСЕ получается замкнутый круг.Каждый раз решение вопроса упиралось в четкую позицию России. По мнению РФ, Грузия, говоря о беженцах, умышленно передергивает факты. Во-первых, до сих пор не установлено точное число переселенцев-грузин, которые проживают в Грузии. По мнению России, Грузия намеренно завышает эти цифры, чтобы добиться от ООН определенных финансовых преференций. Во-вторых, грузинская сторона намеренно умалчивает о прошлых делах многих переселенцев из "оккупированных территорий". Тысячи этих переселенцев признаны прокуратурами Абхазии и Южной Осетии виновными в преступлениях против человечности, и эти факты были потом подтверждены Россией. Согласно конвенции ООН, лица, обвиненные в тяжких преступлениях, не могут считаться беженцами и подлежат уголовному преследованию. В вопросе о беженцах ОБСЕ и Грузия оказались в замкнутом круге.
Читайте также Грузия готовится к войне с Россией
Парламентская ассамблея ОБСЕ решила размокнуть этот круг путем форсирования событий. С 6 по 9 июля в Монако проходила сессия ПА ОБСЕ, где, по инициативе польского парламентария Михаля Щербы, была принята окончательная резолюция по вопросу о вынужденных переселенцах. В тексте документа Абхазия и Южная Осетия фигурируют как "территории, оккупированные Россией", куда РФ должна "беспрепятственно пропустить миссию наблюдателей Евросоюза". Как ни странно, Россия не стала голосовать "против", как делала это раньше, а только воздержалась. Более того, руководитель делегации Госдумы РФ в ОБСЕ Николай Ковалев заявил, что документ ОБСЕ "содержит разумные вещи, против которых нецелесообразно возражать".
В Южной Осетии и Абхазии сочли позицию России в ОБСЕ непонятной. В Цхинвале и Сухуме не понимают, почему Россия на этот раз отказалась голосовать "против", как делала раньше? Там резонно считают, что "воздержанная" позиция России дает наблюдателям ЕС право на вмешательство в абхазские и южноосетинские дела, что, по сути, означает иностранную интервенцию в суверенные государства Абхазия и Южная Осетия.
Почему при голосовании в Монако Россия воздержалась? И что означают слова Ковалева о "разумных вещах"? На эту тему с GTimes беседовали эксперты.
Феликс Станевский, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, экс - посол РФ в Грузии
"То, что я видел в СМИ, не дает мне никаких деталей обсуждения, которые важны. Например, какие были инструкции у делегации РФ в ПА ОБСЕ. Для меня ясно, что Россия не признает термин "оккупированная территория". Не верю, что наша делегация просто так воздержалась от голосования по этой резолюции. Как старый мидовский работник, скажу, что такие вещи неслучайны. Подобные резолюции раньше принимали Сенат США и Европарламент. Без сомнения, западные представители будут обеими руками голосовать за "территориальную целостность Грузии", так как западным странам нужно обязательно утвердиться на Кавказе. Им наплевать на права народов и все остальное, а их действия противоречат элементарной логике. Как можно отрицать законное право народов Абхазии и Южной Осетии на независимость и одновременно признавать такое же право за косовскими албанцами, у которых на это нет никаких исторических прав?
Читайте также Геноцид осетин в кривом зеркале МИД Грузии
С помощью Грузии Запад имеет на Кавказе отличное поле для маневров. Тут выход на Иран, на северокавказские автономии РФ, на Каспий и Центральную Азию. На Западе сейчас энергетический голод, и каспийская нефть для них - панацея. Россия это понимала и всегда этому неизменно препятствовала. И я не верю, что российская делегация в ПА ОБСЕ вдруг взяла и отошла от традиционной позиции четкого неприятия западного представления о Кавказе. Я участвовал во многих переговорах и знаю точно: ни одна делегация не имеет права отойти от линии, которую занимает ее МИД".
Андрей Арешев, эксперт Института востоковедения РАН.
"Мы верим, что российская делегация действовала в соответствии с традиционной линией руководства РФ о непризнании Абхазии и Южной Осетии "оккупированными территориями". 26 августа 2012 будет четыре года со дня российского признания независимости этих государств. Слава Богу, резолюции ПА ОБСЕ имеют только рекомендательный, а не обязательный характер. Они - не нормы, а заявления.
Конечно, позиция России могла быть более последовательной. Могу предположить, что МИД РФ на этот раз не захотел портить отношения с ЕС и США. Я считаю эту позицию не очень продуктивной, а главное, не прагматичной. Любые шаги российских дипломатов или депутатов, расцененные Западом как проявление слабости, Запад будет трактовать как поражение России".