Туапсинский суд дал добро на захват пляжей и леса на Черноморском побережье. Только так можно расценить обвинительный приговор экологам Сурену Газаряну и Евгению Витишко, которые боролись с забором вокруг дачи краснодарского губернатора Александра Ткачева. Огородить кусок Лесного фонда он мог только в случае выпаса скота. Однако экологам за надписи на заборе "Саня-вор" и "Это наш лес" присудили по три года условно. А ведь по данным прокурорской проверки, никакого ограждения на берегу вовсе нет.
Судья туапсинского района Галина Авжди создала прецедент, который дает зеленый свет огораживанию земель на Черноморском побережье. Она осудила на три года условно с ограничением свободы и испытательным сроком длиной в два года членов "Экологической вахты по Северному Кавказу" Сурена Газаряна и Евгения Витишко. Активисты пытались юридически принудить губернатора Краснодарского края снести незаконный забор вокруг его дачи на землях Лесного фонда и пляжа. Но прокуратура забора не нашла. Когда же на ограждении появились надписи "Саня-вор", "Это наш лес", "Хватит VIP Дач!", а одна из секций была демонтирована с целью инспекции по вырубкам Пицундской сосны на закрытой территории, было быстренько сшито уголовное дело "о заборе".
"Это был не суд, а имитация", - заявил корреспонденту GTimes осужденный эколог Сурен Газарян.
Слушания шли два дня, однако из свидетелей защиты судья заслушала лишь одного. Директор ФГУ "Центр защиты леса Краснодарского края" Валерий Щуров на вопрос о праве арендаторов огораживать земли Лесного фонда ответил: "Насколько я понимаю, договор аренды на этот участок заключен для целей рекреации. В таком случае ответ на этот вопрос - нет... Есть единственное четкое указание на устройство изгороди в современном лесном законодательстве - это выпас скотины. Причем скотина должна быть внутри забора, а не снаружи, чтобы она не разбредалась".
Какая скотина пасется на 10 гектарах леса и пляжа Голубой бухты у поселка Бжид Туапсинского района, можно только догадываться. При попытках экологов проинспектировать участок на предмет вырубки краснокнижных деревьев, из-за забора на них нападали быкообразные охранники.
Арендуют эту землю за один рубль, как свидетельствуют данные Росреестра, лично губернатор Александр Ткачев, родственник его супруги Сергей Стороженко и Елена Кривнева, за которой стоит Евгений Муравьев, бывший первый вице-губернатор Кубани. Правда, ограждение принадлежит какой-то подставной фирме "Капитель-2", поэтому на суде имя первого лица региона не фигурировало. Сам Ткачев однажды заявил прессе, что землю в Голубой бухте арендует агрохолдинг, который он когда-то возглавлял, - вот и вся его связь с "дачей".
Читайте также: Краснодарские экологи ответят за "Саню вора"
Экологам вменили "эстетическую порчу" 100 метров забора, якобы принесшую ущерб на 119 тысяч (!) рублей, из-за чего дело потянуло уже на вторую часть 167-й статьи УК "Умышленное уничтожение или повреждение имущества". При этом представитель ООО "Капитель-2" не смог представить доказательства того, что расписанная часть забора стоит именно такую сумму, ибо бухгалтер уволилась, а директор неизвестно где. Но истец признал, что вся ограда длиной 600 метров стоила лишь 300 тысяч. Так что даже поменять 100 метров забора было бы гораздо дешевле, чем 119 тысяч. Но надписи можно просто стереть растворителем, и это экологи готовы были показать на куске забора прямо в зале суда. Авжди отклонила это ходатайство, как и все остальные со стороны защиты.
Сурен Газарян опасается, что в протоколе судебных слушаний будут отражены не все ходатайства защиты, так как многие из них заявлялись устно - настолько быстро шел процесс, явно направленный не на установление истины, а на устрашение "зарвавшихся" экологов.
"Такой скорый суд говорит о том, что приговор прокурору и судье был известен заранее. Это решение явно принимали не в зале суда, а в администрации Краснодарского края", - уверен Сурен.
Но обвинительный вердикт не отбил у Газаряна с Витишко охоту бороться с незаконными заборами на землях общего пользования: "Мы не собираемся останавливаться. Если власти не хотят с этим бороться правовыми методами, то это приведет к тому, что люди будут не только заборы уничтожать, но и тех людей, кто за ними прячется. У нас и так общество неспокойное. Когда человек сталкивается с такими нарушениями прав, он становится еще озлобленнее. Мы эту мысль пытались донести до представителей власти. Но они этого не понимают. Они думают, что если они будут давить на гражданских активистов, это им поможет".
Найти справедливость в Краснодарском крае экологи не рассчитывают. У Ткачева под контролем все - и суды, и прокуратура. "Прокуратура Краснодарского края, если выражаться вульгарно, "крышует" этот забор. На все вопросы они пишут, что нарушений лесного законодательства не выявлено и ограждений на берегу нет. Я от них добивался, какая проверка была проведена, почему этот забор там стоит? "Не выявлено нарушений", и все, - отмечает Газарян. - А иск, который мы подали с требованием сноса забора, попал к той самой судье Анджи. Естественно, она его отклонила. Она написала, что граждане и общественные организации не имеют права обращаться в суд по таким вопросам. Мы подали жалобу в Крайсуд, и она там зависла. На уровне Краснодарского края эта проблема не решается, и я не уверен даже, что она может решиться на уровне России. Слишком могущественный у нас губернатор. Мы, в общем-то, специально выбрали объект, связанный с ним, чтобы показать, что даже губернатор не собирается выполнять закон и подает пример другим чиновникам".
По словам Газаряна, таких огороженных участков на Черноморском побережье становится все больше. В лесу счет идет на сотни, на берегу - на десятки. Это уже не частное нарушение, а проблема всероссийского масштаба. Завтра в Краснодаре обсуждать ее будут на круглом столе, организованном Общественной палатой России. Приглашены, помимо общественников, прокурор, представители Росприроднадзора и... губернатор Ткачев. Придет, покается, а потом выгонит скотину и снесет забор?