logo

Хороший Кавказ бывает только в кино?

Хороший Кавказ бывает только в кино?

Киногерои бандиты и менты скоро уйдут в прошлое. Российские экраны грозят наводнить лица кавказской национальности. Минкульт предлагает снимать кино о хороших парнях с Кавказа, чтобы разрушить негативный имидж региона. А кино о лучшей девушке Кавказа уже в производстве под рабочим названием "Кавказская пленница-2". Даже интересно, как современным режиссерам удастся с иронией, достойной авторов "Мимино" и "Кавказской пленницы", преподнести дикие нравы кавказцев?

Кавказцы в российском постсоветском кино уже мелькали неоднократно. Но в том-то и проблема, что образ они создавали вражеский и отвращающий. Да и как было воспринимать тех, кто в кино издевался над героями "Кавказского пленника" и невзоровского "Чистилища", а в жизни уничтожал реальных солдат и мирных жителей, взрывал дома, метро, захватывал в заложники целые школы и больницы? Точно охарактеризовал этот образ Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова: "Ты мне не брат, а гнида черно...пая".

Теперь российскому кинематографу предстоит из "гниды" сделать человека, из врага, чужака и пришельца вылепить друга. Такую задачу поставило Министерство культуры, которое поддерживает кинокомпании, производящие "социально значимые" картины. "Надо снимать фильмы, ставить спектакли, где бы показывалось, как русский, чеченец, татарин вместе работают на заводе или служат в одной части в армии, живут по соседству", - так пояснил эту задачу спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

В общем-то советскому кино, которое тоже обязательно выполняло социальный заказ, это не мешало быть гениальным, в том числе и при создании образов кавказцев. Вахтанг Кикабидзе с Фрунзиком Мкртчаном покорили сердца всего Советского Союза. Товарищ Саахов и красотка Нина из "Кавказской пленницы" вызывают смех и симпатию даже у современной молодежи.

Но все-таки в то время эти образы не сильно расходились с действительностью. Герои придерживались одних идеалов и нравственных ценностей. А если и был конфликт советской и кавказской ментальности, то в кино его смягчала ирония: "Валик джан, я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся. Ты и она   не две пары в сапоги".

Сейчас противоречия между кавказскими жителями и другими россиянами стали намного жестче. Они проявляются и в плоскости религии, которая в советское время была на задворках сознания, и в нравственных ценностях, и в манерах поведения. Да и деление на "своих" и "чужих" придумал не Сергей Бодров. Как раз для кавказских кланов и этносов характерно делить людей на два лагеря. Ярко это проявляется в армии, куда кавказскую молодежь боятся призывать, потому что кучка призывников из одной республики способна затерроризировать целую воинскую часть

Проще говоря, в соответствии с реалиями сегодняшнего дня пришлось бы Шурику за симпатии к Нине погибнуть, как Ивану Агафонову, от рук погорячившихся южных парней.

Но задача-то у кинематографистов такая, чтобы и Шурик остался жив, и товарищ Саахов показался любезным и гостеприимным, и вообще, чтобы никакой агрессии не было.

Первой ласточкой в процессе формирования нового кинообраза кавказских жителей будет "Кавказская пленница-2", которую снимают продюсер Федор Бондарчук и режиссер Михаил Шевчук по сценарию Ильи Тилькина. "Шурик" будет заграничный, совсем ничего хорошего о Кавказе не слышавший. Нину сыграет малоизвестная актриса Любовь Новикова. Будут похищения невест и гонки на автомобилях. Остальные перипетии пока держат в тайне.

Так выглядит современная Нина

Известно, что спонсирует кино Бондарчука компания "Курорты Северного Кавказа", которой позарез необходимо показать регион с положительной стороны в пику горячим сводкам новостей. Бюджет фильма - 2 миллиарда долларов, которые Бондарчук надеется вернуть во время проката. Съемки проходят в Карачаево-Черкесии, природа которой располагает к романтике и подвигам. Актеры в восторге от нее и от местных жителей, которые дома ведут себя совсем не так нагло и дерзко, как в Москве и других русских городах.

К идее снять кино по мотивам гайдаевской комедии многие критики сразу отнеслись негативно. Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей выражал сомнения, что у авторов "хватит таланта, ума и дара сделать это современно". Актер Владимир Этуш, сыгравший когда-то Саахова, отмечал, что Кавказ сейчас совсем другой, да и советская "Кавказская пленница" - это ироническое изображение не только кавказской, но и советской действительности. И все-таки 90-летнего актера авторы фильма уговорили сняться в небольших эпизодах.

Но больше всего идея воскресить образ смешного, гордого и одновременно вызывающего какое-то чувство жалости кавказца возмутила председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля. В одном из интервью он заявил: "Советское кино создавало лишь снисходительное отношение к кавказцам и к другим народам, поэтому возвращение к таким картинам, как "Мимино" или "Кавказская пленница" - это будет самый худший вариант. О Кавказе умели писать только классики - Пушкин, Лермонтов и Толстой, так как воспринимали себя как равных".