Правительство КСА выделило деньги на развитие религиозного образования в Афганистане. Сумма саудовской помощи составила один миллион долларов США. Афганская сторона горячо поблагодарила саудитов за многолетнюю помощь стране. Эксперт, с которым беседовали GTimes, считает саудовскую помощь жестом отчаяния, поскольку КСА стремительно теряет влияние в Афганистане.
Саудовская Аравия выделила департаменту религиозного образования афганского Минобраза один миллион долларов. Соответствующее соглашение подписали в Кабуле министр образования Афганистана Фарук Вардак и посол КСА в Афганистане Мансур Салех аль-Сафи. Как сообщает афганское информагентство "Бахтар", выделенные средства предназначены для учреждения библиотек и печати учебников для религиозных школ. Обе стороны высказали друг друга признание. Министр выразил надежду, что Эр-Рияд и в дальнейшем продолжит помогать Афганистану. Саудовский дипломат ответил, что помощь афганским правоверным - священный долг КСА. Аль-Сафи добавил, что за последние десять лет его саудовское королевство перечислило ведомству Вардака более 5 миллионов долларов. Предоставленный миллион не будет последним.
Саудовские деньги идут в Афганистане на работу 776 центров изучения ислама и Корана, а также религиозных семинарий. Первые исламские семинарии появились в стране еще в 60-х годах XX века, когда афганский король Захир-шах открыл страну для иностранцев. Он хотел, что называется, как лучше, но у него "получилось как всегда". Афганистан превратился в полигон идеологической борьбы самых разных стран. СССР распространял идеи марксизма-ленинизма, Китай пропагандировал маоизм, шахский Иран - паниранизм в духе Резы Пехлеви.
Саудовские нефтедоллары в Афганистане шли на бесплатное исламское религиозное образование. Саудиты раздавали литературу, открывали в стране курсы арабского языка, школы и семинарии. Воспитанник такой семинарии назывался "талиб", что в переводе означает "студент". В годы советско-афганской войны 1980-1989 годов вчерашние студенты-талибы взяли в руки автоматы, пополнив ряды так называемой "арабской группировки" моджахедов.
Почему именно "арабской"? Потому что афганцев там было очень мало. Основную массу составляли наемники: алжирцы, тунисцы, суданцы, египтяне, турки, курды, йеменцы. Афганские "арабы" воевали как против советских солдат, так и против афганцев-моджахедов. Один из наиболее выдвинувшихся в Афганистане йеменцев отвечал за новое пополнение. Его имя - Усама бен Ладен. После вывода советских войск из Афганистана студенты-талибы вошли в движение "Талибан", созданное саудитами и пакистанцами при поддержке США.
Читайте также: Афганистан - могила для НАТО
В 1996 году талибы свергли Бурхануддина Раббани и казнили "советского шпиона" Наджибуллу. Вчерашний наемник бен Ладен к тому времени был женат на дочери Мохаммеда Омара - главы движения "Талибан". Шейх Усама потом рассорил "Талибан" и КСА, обвинив Эр-Рияд в сотрудничестве с Вашингтоном и Тель-Авивом. Саудиты потребовали от муллы Омара выдворить бен Ладена из страны, но успеха не имели. В 2001, после вторжения американцев в Афганистан, саудиты попытались снова использовать образовавшийся афганский хаос для укрепления своих позиций. В частности, усиления былого влияния на движение "Талибан" и на мусульман Афганистана. В борьбе за афганских мусульман на пути саудитов уже стоял Иран.
Как уже было сказано, Иран пытался влиять на афганские дела еще во время короля Захир-шаха. После ввода в Афганистан советских войск Тегеран взял сторону афганских моджахедов. В Тегеране муллы призывали на голову "советских империалистов" кары Аллаха. После вывода советских войск и свержения президента Наджибуллы Иран сделал ставку на шиитское население Афганистана. Иранцы действовали путем культурного влияния на афганцев. В шиитских районах Афганистана иранцы открывали школы, медпункты, раздавали еду, организовывали обучение афганцев в Иране. То же самое пытались делать саудиты, которых крайне раздражало иранское присутствие в стране. Обе стороны пытались склонить на свою сторону сначала правящий "Талибан", потом правительство Хамида Карзая. В 2012 году ситуация повторяется. К сожалению для саудитов, не в их пользу.
Афганцу не все равно, кто ему оказывает помощь. Иранцам удалось завоевать доверие афганского народа во многом благодаря гуманитарным программам. Саудиты, следовавшие практике религиозного образования, заметно проигрывали иранцам. К тому же не все эмиссары из КСА знали язык и психологию афганцев. Гуманитарные миссионеры из Ирана на этом фоне заметно выигрывали. Перс, белудж или тюрок лучше поймет афганские реалии, чем выходец с Аравийского полуострова. Языковые барьеры между афганцами и иранцами - минимальны. Пуштунский язык и кабульский диалект фарси легко понимает любой персоговорящий человек.
Одним словом, нюансов много. Саудиты видят нарастающий фактор Ирана в Афганистане и не собираются сдавать свои позиции в этой стране. Потеря Афганистана для КСА равнозначно стратегическому поражению. Стремясь предотвратить это, саудиты "умасливают" афганское руководство деньгами на развитие религиозного образования в Афганистане. О текущем состоянии саудовских дел в этой стране GTimes рассказал председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
"Я полагаю, что миллион долларов на образование - это такая сумма, о которой и говорить смешно. Если, конечно, это не ошибка в нулях. Это стоимость более-менее приличной квартиры в Москве, что уж говорить об образовании. На самом деле саудовцы пытаются отчаянно поддержать свое уходящее влияние в исламском мире. Одна из их суперприоритетных задач - борьба с иранским фактором. Вопреки всему, в Афганистане очень быстро растет влияние Ирана, несмотря на первоначальные очень плохие отношения Ирана с талибами.
Сегодня атмосфера иранско-талибских отношений начала меняться, влияние Ирана в Афганистане возрастает. Возрастает влияние ИРИ на квислинговский режим Карзая. Несмотря на то что этот режим - коллаборационистский, работающий на американских оккупантов, Тегеран не побрезговал иметь с ним дело. Иран отправляет через администрацию Карзая гуманитарную помощь, поддерживает ряд гуманитарных и образовательных программ в Афганистане. С другой стороны, возрастает интерес к Ирану и у талибских лидеров. На недавно прошедшей в Тегеране конференции "Исламское пробуждение" присутствовал лидер пакистанских талибов, который считается духовным отцом этого движения. Он общался в Тегеране с другими видными представителями суннитского ислама. Факт посещения талибским лидером тегеранской конференции - стратегический просчет саудовцев. Он сравним с поражением саудовцев в Йемене после ухода Абдуллы Салеха, поражением КСА во всей Северной Африке, поскольку Хосни Мубарак, и Зин-эль-Абидин были креатурами саудовцев. Сейчас можно смело сказать, что Эр-Рияд потерпел поражение в Сирии. Сейчас его положение очень печально. Захват саудовцами Бахрейна - не от хорошей жизни, это акт отчаяния. Миллион долларов, который выделяет саудовское королевство на афганское образование - еще один акт отчаяния КСА. Сама сумма странная. Чтобы она произвела адекватное впечатление и дала результаты, ее надо увеличить в сто раз.
Читайте также Пакистан и США:война за талибов
Иран также повышает свою значимость в их глазах, несмотря на давние иранско-талибские противоречия и конфликты. В частности, в свое время хазарийцы-шииты убили немало талибов. В ответ талибы стали убивать хазарийцев. Также талибы убили в свое время девять иранских дипломатов. Эта серьезная кровь делала талибов для Ирана отверженными, отношения с ними были харамом. Сейчас Иран и талибы делают друг к другу определенные движения, поскольку у них одна общая проблема - США".