Грузинские школы строгого режима

Мандатур - это подручный царского двора, его охранник. В Грузии же мандатуры - это представители института приставов, введенного в школах страны. Их обязанность - следить за порядком в учебных заведениях и за соблюдением этических норм. Сейчас актуальным является вопрос: кто такие мандатуры? Борцы с криминалом или же инструменты психологического террора?

Мы хотели сделать репортаж из школы, но это у нас, увы, не удалось. В учебное заведение нас не пустили мандатуры. Оказывается, попасть внутрь могут или педагоги, или родители кого-то из учеников - а всех их мандатуры знают в лицо В целях предосторожности я не называю номер этой школы.

В связи с этим мы обратились к господину Давиду Цикаришвили, представителю "Центра по правам человека", и попросили его поделиться с нами своим мнением. "Из-за мандатуров в школах сложилась довольно непростая ситуация. Реально мы имеем дело не с антикриминалом, а с объединением совершено другого назначения, из-за чего многие школы находятся в стрессовых ситуациях".

Рассказывает родитель одного из учащихся: "Присутствие учащихся на уроках полностью контролируют мандатуры, которые особенно остро реагируют на опоздания. Опоздавшие испытывают серьезный психологический стресс, что особенно сильно влияет на учащихся младших классов. Моя дочь, ученица 2-ого класса, от страха описалась, когда мы опоздали, и в дверях нас встретил мандатур".

Часто со стороны мандатуров имеет место влияние на молодежь и идеологическая пропаганда, цель которой - слепое, неосмысленное подчинение правительству. Проводятся конкурсы вроде "Почему я люблю полицию", победившие награждаются дорогими подарками. Затем с ними проводится подготовительная беседа, направленная на то, чтобы сделать их информаторами, а впоследствии - сотрудниками. Одна из обязанностей мандатуров - работа в этом направлении.

Читайте по теме: Мандатуры и министр образования Дмитрий Шашкин

Мандатуры допускают и такие действия, как обыск, который должен проводиться в соответствии с Уголовным кодексом, особенно же обыск без всяких ограничений и норм, за что мандатуры не получили ни одного замечания. Да, детская преступность в школах сократилась, но это происходит благодаря устрашению.

Рассказывает родитель ученика: "Говорят, что они из МВД. Меня это не волнует, лишь бы в школах было спокойствие. Но если их оденут в другую форму, не в полицейскую, будет хорошо".

"Не проводится работа, касающаяся отрицательных сторон криминала, с целью повышения у молодежи правового сознания. Вместо этого проводится пропаганда полиции и беседа о ее успехах", - говорит учитель, имя которого мы назвать не можем.

Часто мандатуры пользуются всякими карательными мерами. Доходит до увольнения тех учителей, которые сочувствуют оппозиционным партиям. Формально их освобождают от должности по другим причинам, но реальной причиной является политическое преследование.

Мандатуры и министр образования Дмитрий Шашкин

Не существует процедуры, благодаря которой можно было бы обжаловать акт, составленный мандатуром. Не было ни одного случая оспаривания педагогом подобного акта, который является беспрекословной истиной. В школах установлены камеры слежения. Мандатуры контролируют каждый квадратный метр.

Ученик 7 лет: "Их боятся все, и учителя".

Ученик 10 лет: "Немножко боюсь их. Особенно тогда, когда я иду в туалет. Так они дерзко смотрят. Их, видно, не любит мой учитель".

Ученик 14 лет: "Мне они никак не мешают, но когда я знаю, что они везде нас контролируют, даже во время перемены, это очень неприятно. Все говорят, что они из полиции".

Ученик 17 лет: "Всем неприятно их видеть. Они себя плохо не ведут, но мы им не доверяем. Они из полиции, и если случится что-то, они нас не простят, отправят прямо в лагерь..."

После нескольких месяцев работы министерство принялось назначать мандатуров директорами школ. Этот процесс длится и по сей день.

Интересно, как министерство назначает директорами тех, кто не изучал педагогику, не знаком с ведением школьного процесса, никогда не работал руководителем?

Назову несколько школ, где директорами назначены мандатуры: это общественные школы Тбилиси № 207, 159, 182, 157 и 43. Объединили школы № 138 и 164, а директором назначили бывшего мандатура, который пришел работать в 164 школу 3 месяца назад. Он сразу же освободил от работы трех педагогов, сочувствующих оппозиционным силам.

Давид Цикаришвили, представитель "Центра по правам человека": "Служба мандатура внесена в устав Министерства образования Грузии. МВД не является одним из вышестоящих органов мандатуров, но на самом деле оно контролирует их. Министерство образования не сможет создавать антикриминальную структуру без взаимодействия с МВД, без единого антикриминального пространства. Мандатуры были полностью подобраны и подготовлены МВД. В течении трех месяцев они не получили никаких педагогических знаний.

По нашей информации, в основном мандатуры проходят курсы с сотрудниками МВД, где получают особые инструкции и сведения об учащихся и их родителях. МВД доступны все личные и политические сведения".